«Голос - это божий дар». Истории трех поколений певиц из Башкирии

20:43, 20 Марта 2020

| c27521

Маужида Тагирова, Нажия Аллаярова и Диляра Идрисова – бабушка, дочка и внучка. Им выпало родиться в разные времена, у них разные судьбы и образ жизни. Но, помимо кровного родства, всех трех объединяет божий дар – голос!

«Голос - это божий дар». Истории трех поколений певиц из Башкирии
В центре — Маужида Тагирова, вокруг нее — старшие братья и их жены

Склонность башкир к песнетворчеству – в крови: песня сопровождает большие и малые события жизни семей и даже династий, объединяя несколько поколений в едином звуковом поле. Нередко в таких талантливых семьях есть песни, авторство которых принадлежит далекому предку или ближнему родственнику. Они становятся неким звучащим символом духовного единения и передаются от старшего поколения к младшему. Мой рассказ – о трех прекрасных женщинах, связанных кровными узами и одними песнями.

    Маужида Тагирова: война и утраченные надежды

Маужида Саяповна Тагирова, 1912 года рождения – наверняка не была первой в роду обладательницей красивого, звучного голоса. Она знала множество башкирских озон-кюев, которые пели в их доме от мала до велика. В ее исполнении песни «Санлы узяк» («Звенящая долина»), «Соловей», «Ашкадар», «Зульхиза» звучали особенно проникновенно. Смолоду получив признание как искусная певунья, она, однако, не считала это чем-то особенным: в деревне Ново-Байрамгулово Учалинского района хорошо пели многие. И когда в середине 1930-х в их деревню прибыла комиссия по отбору талантов во главе с самим Газизом Альмухаметовым, Маужида даже не сочла нужным пойти на прослушивание. А ее муж – Хибатулла – обладатель красивого тенора, спел перед комиссией и тут же получил направление на учебу в Башкирскую студию при Московской консерватории! Но и сама не стала петь своенравная Маужида, и мужа не отпустила на учебу: «Или я, или Москва!». Позже, получив в 1942-м «похоронку» на мужа, казнила себя за это! Сто раз на дню прокручивала Маужида мысль, что, отпусти она его на учебу, и рельсы их судьбы могли свернуть на другие пути…

Со старой фотографии (первое черно-белое фото - прим.ред) на нас смотрит красивое лицо, умные глаза. Ласковой девочке-хохотушке, выросшей в зажиточной семье деревенского муллы и учительницы-абыстай младшенькой среди трех братьев, в годы войны пришлось взвалить на свои плечи все тяготы своего времени. И в совхозе работала от зари до зари, и долгими зимними месяцами трудилась на лесоповале, утопая по пояс в сугробах, а ночами – замерзая в обледеневшей землянке... А дома ее ждали трое маленьких детей и старенькая мать. Ее дом в те страшные годы стал центром притяжения и для осиротевших детей ее братьев: для всех находила она теплое слово и кусок хлеба. А ведь ей самой было лишь 30 лет. В то время единственным утешением для Маужиды стала песня. Младшая из дочерей – Нажия – помнит, с какой неутолимой тоской мама вечерами пела свою любимую «Ашкадар» – исповедь женской души по утраченным надеждам о любви и счастье…

Маужида-оләсәй прожила долгую жизнь и ушла в мир иной, окруженная любовью детей и внуков, в возрасте 91 года. Высокий, чистый и задушевный ее голос долгие годы оставался молодым и звонким. До конца своих дней она не утратила ясности мысли, обладала прекрасной памятью, читала Коран, самостоятельно научилась русской грамоте. А главное – прожив нелегкую жизнь, сохранила жизнелюбие, широту души и чувство юмора, присущие немногим.

DSC_9130.JPG

Наверное, неслучайно так любила родные напевы с их философской глубиной: от них она переняла и житейскую мудрость, и необыкновенно гармоничное восприятие жизни. На семейном празднике, устроенном детьми в честь ее 90-летнего юбилея, Маужида-олэсэй с воодушевлением пела и даже плясала под аккомпанемент правнуков.

Нажия Аллаярова: «зауральская соловушка»

Когда отец уходил на фронт, ей было 5 лет. Но Нажия Хибатовна помнит, как в последний вечер перед отъездом, посадив дочь на колени, отец на прощание спел «Зульхизу». А когда Нажия – дитя военного лихолетья – слегла, обезножев от непонятной болезни, мама брала семилетнюю дочь на руки и выносила во двор – подышать. И пела. И каждый раз, когда мелодия взлетала ввысь и тянулись долгие звуки, Нажие казалось, что ее сердце утихомиривает свой бешеный бег, и дышится легко, и на душе вселяется покой...

Она выжила. Стала незаменимой участницей концертов в деревенском клубе, и ее кристально чистому звонкому голосу со слезами на глазах внимали односельчане. В 1955 году случилось чудо: ученица 9 класса Нажия Аллаярова приняла участие на знаменитой декаде башкирского искусства в Москве, где спела одну из любимых народных песен – «Соловей». Столица вдохновила, вселила надежды! И, когда пришло время, девушка поехала в Уфу, чтобы исполнить несбывшуюся мечту отца – учиться петь.

На вступительном экзамене в Уфимское музыкальное училище Нажия произвела фурор тем, что спела чуть не весь свой репертуар: «Соловей», «Ашкадар», «Буранбай», «Тафтиляу» … Члены приемной комиссии с изумлением и нескрываемым удовольствием слушали, и после экзамена долго делились восторгами о «зауральской соловушке». Чудеса преследовали ее: Нажие выпало счастье учиться у лучшего педагога – Миляуши Галеевны Муртазиной. С первого взгляда это может показаться счастливым случаем – попасть в руки педагога «от Бога», которая открыла перед ней необъятный мир музыкальной классики, разглядела в простой деревенской девушке будущую примадонну оперы! Но как известно, в каждой случайности сокрыта некая закономерность…

Первое же посещение театра оперы – а это было «Риголетто» – принесло Нажие настоящее потрясение. После спектакля она не спала всю ночь: ее околдовала музыка Верди. Думалось: как могут обычные люди так петь, жить и любить на сцене и жертвовать жизнью во имя любви… Мечталось: если бы я смогла хоть раз спеть на этой сцене – не жаль и умереть!

Она окончила Московский музпединститут имени Гнесиных, и в течение четверти века блистала на сцене Башкирской оперы, исполняя главные партии в произведениях европейской, русской и национальной оперной классики. Слушатели запомнили ее в образах Виолетты и Джильды в операх Верди «Травиата» и «Риголетто», Розины в «Севильском цирюльнике» Россини, Лакме в одноименной опере Делиба, Марфы в «Царской невесте» Римского-Корсакова, Амины, Гульзифы и Назы в «Салавате Юлаеве», «Волнах Агидели» и «Кодасе» З. Исмагилова, Бибинур в «Современниках» Х. Ахметова и в других ролях.

Гастроли по республике и по городам Советского союза чередовались с редкими поездками в страны «социалистического лагеря» – Польшу, Венгрию, Германию. Певице покорились высоты академического искусства, но она не мыслила себя без народной песни: на башкирском радио хранится множество ее записей протяжных песен и произведений башкирских композиторов. Фирма «Мелодия» выпустила две виниловые пластинки-гиганта.

От матери Нажия Хибатовна унаследовала голос серебристой чистоты и теплого тембра. В 1969 году, во время выступления в Ленинграде, ее пригласили во вновь открывающийся ансамбль старинной музыки: «Нам нужно именно такое колоратурное сопрано! У вас будет всё – и квартира в Ленинграде, и хорошая зарплата…» Но она отказалась. Ведь дома ее ждали муж – композитор Абрар Габдрахманов, маленькая дочь, родной Башкортостан, театр, любимая и любящая публика!

Ветеран труда, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана, кавалер ордена Салавата Юлаева и медалей им.Станиславского и Ш. Бабича Нажия Хибатовна Аллаярова по-прежнему в курсе всех новостей Башоперы. Но с особой радостью идет в театр, когда выступает внучка...

Диляра Идрисова: свой путь в мире большого искусства

Есть такое понятие, как генная память. Наверное, в Диляре аккумулировалась генная память нескольких поколений талантливых певцов, так как музыка для нее стала образом жизни в буквальном смысле с пеленок: она сначала научилась петь, и только потом – говорить и ходить. Средний специальный музыкальный колледж, где она училась с 6 лет по классу фортепиано, подкрепил природную тягу к пению серьезной музыкантской основой. Башкирские народные песни, постоянно звучащие дома, и классическая музыка, заполнившая школьные будни, стали питательной средой, исподволь готовившей девочку к будущей профессии. В 8 лет Диляра приняла участие на первом в ее жизни конкурсе в Сибае – «Ирендык мондары», куда ее повезла Нажия-олэсэй, и где она стала лауреатом в детской номинации за исполнение народных песен «Туяляс» и «Буренушка».

TORV2364.JPG

Видимо, в жизни действительно не бывает ничего случайного: обо всем заранее позаботились в «небесной канцелярии»... То, что Диляре выпало учиться в Уфимской академии искусств в классе М. Г. Муртазиной, иначе, как волей судьбы, не назовешь. И если Нажия Аллаярова была одной из первых воспитанниц Муртазиной, то ее внучка в педагогической карьере профессора стала «заключительным аккордом». Первые же шаги Диляры были отмечены в столичной прессе. «Чистейшей прелести чистейший образец» – так была озаглавлена одна из статей московского театрального критика А. Хрипина, полная искреннего восхищения начинающей певицей.

В ее творческой биографии множество убедительных побед на конкурсах в Италии и Франции, в Москве и Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове и других. За золотые медали, завоеванные на Молодежных Дельфийских играх в 2010 и 2011 годах, Диляра была награждена премиями Президентов Российской Федерации и Башкортостана. Но первую большую победу – Гран-при ей, студентке 3 курса, принес тот же конкурс «Ирендык мондары», где уже во взрослой номинации она была признана лучшей исполнительницей классических озон-кюев. Сложнейшие песни «Ашкадар», «Зульхиза», «Таштугай», которые под силу лишь мастерам, в исполнении юной представительницы поколения XXI века для членов жюри и слушателей прозвучали откровением...

После академии искусств Диляра один сезон поработала в Челябинской опере, затем, по совету Муртазиной, продолжила учебу в аспирантуре МГК им. Чайковского, которую окончила на «отлично». Ныне она ведущая солистка Башкирской оперы и одновременно – солистка Международного оперного агентства Parnassus Arts Productions, штаб-квартира которого находится в Вене. Трудно сказать, где чаще приходится выступать певице – на сцене родного театра, в Москве или за рубежом. Важно, что Диляра Идрисова – из разряда артистов, которые не идут проторенными тропами. Напротив, она прокладывает свой путь в мире большого искусства, путь, не похожий ни на чей другой.

Звёздным часом, открывшим перед певицей двери европейских театров, стало участие в опере Г. Ф. Генделя «Александр» на сцене московского Концертного зала им.Чайковского в 2014 году. Ей, еще неопытной певице, пришлось выйти на сцену с певцами мирового масштаба – австрийцем Максом Ценчичем, испанцем Ксавьером Сабата, москвичкой Юлией Лежневой, греческим оркестром Harmonia Athenea. Дирижер оркестра Джордж Петру в своем интервью, данном телеканалу «Культура», во всеуслышание объявил Диляру «открытием года». И как показало время, не ошибся. Сегодня она выступает на лучших сценах Германии и Франции, Бельгии и Польши, Голландии, Греции и Австрии и других стран. Основу зарубежного репертуара певицы составляет музыка эпохи барокко: Гендель, Бах, Перголези, Перселл, а также шедевры неизвестных в России композиторов Хассе, Винчи, Линли...Словом, музыка, требующая глубокого постижения стиля старых мастеров, тонкой музыкальности и филигранного мастерства.

С легкой руки одного из журналистов певицу стали называть «Принцессой барокко». После исполнения «Орфея и Эвридики» Глюка в Москве, где певица выступила в партии Амура, известный музыкальный критик И. Корябин писал: «В …партии Амура Диляра Идрисова стилистически точна, музыкально роскошна и необычайно обворожительна: всё ее актерско-музыкальное естество – один лишь животворящий свет и оптимистичное, задорно-живое ликование! Слышать Диляру Идрисову в этой партии – истинное меломанское счастье!»

Анкара-концерт.jpg

Удачей для певицы стало совпадение ее устремлений с творческими планами руководства Башкирского театра. Сценическая версия оратории Генделя «Геракл», осуществленная главным дирижером театра А.Макаровым и московским режиссером Г.Исаакяном, вызвал большой резонанс в масштабах всей России и дважды с успехом был показан в столице. В итоге в 2017 году исполнительница партии Иолы Диляра Идрисова и дирижер-постановщик оперы Артем Макаров были удостоены Национальной театральной премии «Золотая маска»! За эту же работу годом ранее Диляра – первой из башкирских вокалистов – получила Национальную оперную премию «Онегин».

Год 2019-й стал для певицы особенно насыщенным. Помимо основной работы в Башкирском театре, у нее состоялось множество выступлений по России и за рубежом. В том числе – участие на знаменитом Зальцбургском фестивале Ч. Бартоли, на фестивале И. Абдразакова в Уфе и Москве; запись диска оперы «Сигизмунд, король Польши» Л. Винчи со звездной кастой певцов. Кроме того, Диляра спела четыре (!) сольные программы – в Екатеринбурге, Анкаре и два концерта в Москве. Поистине титанический труд!

Наступивший 2020-й, похоже, будет не менее насыщенным. Уже в январе-феврале певица работала на постановке оперы Генделя «Триумф времени и разочарования» в Монпелье (Франция), где исполнила главную партию; спела концерт с американским тенором Майклом Спайрсом в московском зале «Зарядье». На конец марта намечено выступление в Гамбурге…

Где, в какой бы стране ни выступала певица, в ее концертных программах наряду с академическим репертуаром звучат и башкирские протяжные песни. Так, в завершение строгой генделевской программы на сольном концерте, состоявшемся в Москве в феврале 19-го, Диляра на «бис» спела одну из своих любимых песен – «Таштугай». Музыковед Татьяна Елагина в рецензии для интернет-портала Belcanto.ru особо отметила этот момент: «…Взлетевший вольной птицей голос Диляры Идрисовой на башкирском языке всё объяснил. Народная песня о тоске по Родине звучала светло, прекрасно, возвышенно и уместно. И почудилось, раскрытый в буклете портрет Георга Фридриха Генделя на чужедальнюю прихотливую мелодию удивлённо округлил свои умные глаза и одобрительно улыбнулся».

График работы певицы предполагает непрерывный поток впечатлений, встреч с коллегами и публикой, сотни усвоенных страниц новой музыки и тысячи километров авиаперелётов… Но внутренний компас неизменно возвращает Диляру в родной Башкортостан, туда, где ее ждут родные и близкие. Где звучат родная речь и родные напевы, с которых всё начиналось.

Текст подготовила Фарида Гариф

ПОДЕЛИТЬСЯ



© Права защищены. 2008-2020