Фильм, от которого плачешь
Наверное, у многих и сегодня существует довольно скептическое отношение к национальной киноиндустрии. «Башкирское кино? А что это такое?» – спросит иной скептик и пожмет плечами. Но все же московские кинодесанты молодых национальных культуртрегеров в 90-е годы в такие вузы, как ВГИК, ГИТИС, Литературный институт имени Горького, не быстро, но дали свои плоды. Сегодня можно уверенно сказать, что у нас на глазах современное полномасштабное башкирское художественное кино все же зарождается, пусть пока и со многими оговорками. И доказательством тому послужил фильм «Первая республика», который недавно снял наш местный режиссер Булат Юсупов.
С первых кадров фильма кажется, что это всего лишь кинопублицистика, достаточно далекая от художественного воплощения тех трагических событий времен сталинских репрессий, о которых повествуют кинокадры. Смущает и вначале немного сбивает с толку современный вид нашего Башкирского театра оперы и балета, где происходят те или иные исторические события, показанные в фильме. Для жителей других городов России эти кадры, конечно, ничего не говорят: ну, театр и театр. А уфимцам поначалу непонятно, почему в фильме речь идет о зарождении в республике башкирского драматического театра, но зрителю при этом показывают современный театр оперы и балета. Но вскоре недоумение затихает. Зритель постепенно погружается с головой в ткань киноповествования. Начиная с кадров катания на лодках по реке Дема представителей национальной культурной элиты тех лет, фильм приобретает художественное звучание. Появляются интересные кинометафоры, намекающие о будущей судьбе киногероев, пока блаженствующих на реке в яркий и чудесный день. И вдруг один из них падает с лодки и начинает тонуть. Это как бы предвестие тех трагических событий, через которые предстоит пройти всем героям пока что идиллической картины.
В конце просмотра к горлу подступает комок и становится трудно дышать. На глаза набегают слезы.
Хорошо, что именно деятели киноиндустрии республики подняли этот малоизвестный населению пласт истории Башкирии. И потому мы решили немного рассказать и о фильме.
Многие герои фильма – актеры, писатели, певцы, композиторы, деятели образования и науки – в 1938 году подверглись репрессиям. Кто-то был расстрелян и брошен в безымянные могилы. Кто-кто прошел все круги ада – сталинского ГУЛАГА и, изжеванный концлагерем, обессиленный, больной и немощный выброшен обратно в жизнь. Так, это случилось с одной из героинь этого фильма Хадией Давлетшиной. О ней мы и хотим рассказать читателям в рамках проекта «Ожившие фотографии».
В ее короткой судьбе было все…
Кто такая Хадия Давлетшина? И почему именем этой женщины назван бульвар в Уфе? Вряд ли кто из рядовых уфимцев, а тем более школьников, которые не могут порой ответить, когда была Октябрьская революция или Великая Отечественная война, с ходу сможет ответить на этот вопрос. Потому и пришло к нам решение рассказать об известных деятелях Башкирии, которые создавали культуру, образование, науку в нашей республике в 30-е годы прошлого столетия. А потом были уничтожены сталинскими репрессиями. Их имена еще долго оставались в забытье, под запретом. И даже после реабилитации многих из них, до сих пор тянется шлейф какого-то недоверия и недопонимания о том, кто эти люди? Что они сделали для республики?
Начали мы серию таких материалов о выдающихся людях нашей республики с интервью о Газизе Альмухаметове с музыковедом Миляушой Идрисовой.
Гульнара Яруллина, кандидат исторических наук, руководитель отдела проката кинокомпании «Живая Лента», автор фотопроекта кинофильма, подсказала продолжение темы, прислав несколько зарисовок из той же серии. Вот что рассказала Гульнара о своем проекте:
- Идея создания проекта возникла на съёмочной площадке. В процессе подготовки к съёмкам художники обязательно подбирают реальные фотографии персонажей фильма. В один из дней, во время съёмок, когда была закончена работа, художника по костюмам, гримёра над образом Хадии Давлетшиной, Зайтуны Бикбулатовой, Фатимы Юлтыевой я увидела насколько внешне схожи актрисы и их героини. Решающим фактором придать проекту историческую направленность стали расспросы участников массовых сцен о том, кого играют актеры, что это за личности, почему именно о них снимают фильм. Пришло понимание, что о наших героях люди знают мало, либо не знают вообще ничего! Сопоставляла старые фотографии героев фильма и фотографии актёров, сопровождая исторической справкой о их жизни и деятельности, дальнейшей судьбе жен и детей героев фильма.Поразительное сходство актёров Лилии Искужиной и Ильгиза Миниахметова с Хадией и Губаем Давлетшиными положило начало фотопроекту.
Итак, рассказываем о Хадие Лутфулловне Давлетшиной — первой башкирской писательнице-романистке.
В ее короткой судьбе было всё: счастливая семейная жизнь, невосполнимые потери, успех и творческие достижения, болезнь и лишения, зависть и предательство. Но, несмотря ни на что, она оставалась верной своему народу, своим коммунистическим идеалам и убеждениям.
Хадия родилась в 1905 году в деревне Хасаново Пугачевского уезда Имелевской волости Самарской губернии в бедной крестьянской семье. С малых лет на ее хрупкие плечи ложится забота о близких. Успевала работать учителем и управляться по хозяйству.
В 1922 году в жизни Хадии происходит знаменательное событие – она выходит замуж за Губая Давлетшина, известного поэта, возглавлявшего в губернском комитете партии отдел народного образования.
В последующие годы семейное счастье было омрачено ее болезнью и смертью малолетнего сына Булата. Но Хадия не сдавалась. В это время она с одобрения мужа пытается писать. Это были небольшие рассказы и очерки. Первый её рассказ «Пионерка Хылукай» был опубликован в газете «Молодежь Башкортостана» в 1926 году. Несмотря на хорошие отзывы, начинающая писательница чувствовала, что ей катастрофически не хватает знаний и поступает в Башкирский педагогический институт на филологическое отделение. Будучи студенткой-отличницей, охотно занимается общественной работой. В 1934 году Союз писателей Башкирии делегирует её на I съезд писателей СССР. Короткое счастливое затишье заканчивается для четы Давлетшиных в 1937 году.
Жена врага народа должна была донести на мужа
В августе 1937 Губая арестовали, объявив врагом народа. Вскоре Хадию как жену «изменника Родины» исключили из института. Через полтора месяца люди из НКВД БАССР арестовали и её. Причину ареста они объяснили так: жена врага народа знала о контрреволюционной деятельности мужа, но скрывала это от органов власти.
Писательница с предъявленными ей обвинениями не согласилась и виновной себя, а также мужа, не признала. В фильме есть кадры, в которых сотрудник НКВД избивает женщину, требуя признательных показаний. Но она стояла на своем, как скала. В ноябре 1937 года Хадию Давлетшину приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После 13 месяцев, проведенных в камере уфимского изолятора, ее и других узниц посадили в товарный вагон и повезли на запад, в Темниковские лагеря (Мордовия). Туда их доставили 23 декабря 1938 года.
В ГУЛАГе и после него
В лагере Хадия, как и тысячи других женщин, работала в вышивальном цехе. Было невыносимо тяжело. В тех страшных нечеловеческих условиях она жила одной мечтой – написать большой роман. Именно там, в лагере, окончательно созрел его замысел. И при свечах, когда уже все спали, она делала письменные наброски своего будущего произведения.
Осенью 1942 года, отсидев в Темлаге свой срок, больная, изможденная писательница была освобождена. Она с трудом добралась до Уфы, где ее ждали голод, холод, одиночество и равнодушие окружающих. Квартиру и имущество отобрали у Давлетшиных вскоре после ареста. Мать Хадии, оказавшуюся на улице, приютила семья писателя Хасана Башара. Сюда же приехала и дочь. Жена писателя помогла ей устроиться ночным сторожем на сельскохозяйственной опытной станции. Она получала мизерную плату, но для Хадии это было неважно: теперь она могла работать над своим тайным детищем – романом. Ей нужно было только одно – успеть написать его. Последним ее пристанищем стал город Бирск. Ее последние силы забирало людское, а главное – чиновничье равнодушие. Она получала удар за ударом: не печатались ее произведения, было отказано в просьбе о восстановлении в Союзе писателей…
«У меня нет друзей среди прежних коллег, у меня есть только партия. Когда-нибудь она меня поймет», – так писала Хадия, и эта вера в партию придавала ей сил.
В 1956 году Хадию Давлетшину полностью реабилитировали. Но ее уже не было в живых. Книгу всей жизни писательницы – роман «Иргиз» – подготовил к печати народный поэт Башкортостана Рашит Нигмати. Роман был издан в 1957 году. В 1967 году посмертно Хадия Давлетшина удостоена Республиканской премии имени Салавата Юлаева. Ее именем названа улица в Уфе – «Бульвар Хадии Давлетшиной».