Прислать новость

Музыковед предлагает присвоить театру оперы и балета в Уфе имя Газиза Альмухаметова

15:10, 30 Января 2020

| c14464

Светлана ГАФУРОВА

Недавно в соцсетях прошел внезапный и очень быстрый опрос, инициированный Главой Республики Радием Хабировым о присвоении Башкирскому государственному театру оперы и балета имени Рудольфа Нуреева. Более 80 процентов из 30 тысяч участников опроса проголосовало за это.  Понятно, что имя Рудольфа Нуреева широко известно в мире, но иных альтернативных имен в ходе опроса предложено не было. Однако они существуют.
Музыковед предлагает присвоить театру оперы и балета в Уфе имя Газиза Альмухаметова
Фото Булата Салихова
Прослушать новость

Например, есть предложения назвать театр оперы и балета именем музыканта и певца Газиза Альмухаметова, который собственно при жизни работал над идеей создания первого музыкального театра в Башкирии в 30-е годы и осуществил бы свою идею, если б не был репрессирован и расстрелян в 1938 году.

О судьбе Альмухаметова нам рассказала подробно музыковед, кандидат искусствоведения Миляуша Идрисова. Она же автор книги «Газиз Альмухаметов», увидевшей свет в издательстве «Китап» в 2008 году:

Книга о Газизе альмухаметове.jpg

– Как возникла идея написать такую книгу?

– Я долгое время работаю на башкирском телевидении и радио, делаю передачи, посвященные культуре республики. В 2005 году, приступив к подготовке телеочерка к юбилею Газиза Альмухаметова, я ужаснулась крайней скудости материала о нем, стала искать. Пошла работа в архивах и библиотеках, в ходе которой я все больше убеждалась в том, что мой герой – совершенно уникальная личность, чье имя стоит в одном ряду с именами Заки Валиди и Шайхзады Бабича.

   В написании книги мне очень помогла Роза Газизовна Латыпова – дочь композитора, ныне покойная. Она – дитя страшного времени, чудом избежавшее сталинских репрессий. Дело в том, что, когда в декабре 1937 года Газиз Альмухаметов был арестован и объявлен «врагом народа», арестовали и его жену Мастуру Файзуллину. Незадолго до ареста мать успела отвезти 12-летнюю Розу к своим друзьям, родителям будущего композитора Наримана Сабитова. Таким образом девочка избежала участи многих детей «врагов народа»…

Роза Альмухаметова.jpg

Первый во многих областях национальной музыкальной культуры

– Что нового вам удалось узнать о личности Газиза Альмухаметова в ходе работы над книгой?

– Общеизвестно, что во многих областях музыкальной культуры Альмухаметов был первопроходцем в Башкортостане. Тем более несправедливо, что к постижению масштаба этой личности мы сейчас лишь приближаемся!

Это был первый профессиональный певец в республике, чрезвычайно известный и популярный в те времена по всему Советскому Союзу. Он стал первым певцом, в исполнении которого со сцены во всеуслышание зазвучали башкирские протяжные песни – озон-кюи. Причем, основу его репертуара составляла классика башкирского музыкального фольклора – «Ашкадар», «Буранбай», «Тафтиляу», «Урал» и многие другие песни, до сих пор любимые народом и ценителями музыки.

Любовь к нему как к непревзойденному певцу была безгранична… Поэт Газим Шафиков, с которым мне довелось пообщаться, рассказывал, что его родители часто вспоминали о концертах Альмухаметова и о том, как они, проживая в Киргизии, даже выезжали в другие республики, чтобы только послушать его. А он объездил с концертами весь Советский Союз. У Альмухаметова был редкой красоты голос – драматический тенор и его исполнение башкирских озон-кюев отличалось необыкновенной теплотой, задушевностью и какой-то необъяснимой проникновенностью. Это можно расслышать даже по его записям на чудом сохранившейся старой пластинке.

Газизу Альмухаметову первому из музыкантов республики было присвоено звание «Народный артист Башкирской АССР» – за высокое исполнительское мастерство и за «Торжественный марш «Башкортостан» для оркестра, который он представил к 10-летию со дня образования Республики.

Он был первым башкирским композитором, автором двух опер: «Сания» (1925, либретто Ф. Амирхана) и «Эшче» (1930, «Рабочий» по поэме М. Гафури). Эти оперы стали плодами его содружества с композиторами С. Габяши и В. Виноградовым и поставлены в Казани, но их инициатором был Газиз Салихович. Музыкальную основу этих опер составляют преимущественно башкирские напевы, такие как «Буранбай».

За приверженность народному творчеству Альмухаметова не раз обвиняли в прессе. Дескать, он тащит на сцену «гнилое» старье вместо того, чтобы пропагандировать новое революционное искусство. На что композитор неизменно отвечал, что музыка, рожденная народом – и есть самое большое богатство, ценность, которую нужно беречь и за которую нужно бороться…

Музыкальный театр – дело всей его жизни

– Но каким образом имя Газиза Альмухаметова связано с Театром оперы и балета?

– Это было время, когда по всему Советскому Союзу была провозглашена «культурная революция», согласно которой во всех национальных республиках в ускоренном темпе создавались специальные учебные заведения, театры, филармонии, симфонические оркестры. В 1931 году Газиз Альмухаметов, по приглашению Правительства Башкрии, переезжает из Казани в Уфу, где разворачивает огромную работу по «строительству» профессиональной музыкальной культуры: дает концерты, сочиняет музыку, работает в институте национальной культуры над разработкой путей развития башкирской культуры…

Газиз альмухаметов с братьсями.jpg

Поколение Газиза Альмухаметова – это были особенные люди, пассионарии, свято верящие в свои идеалы и умеющие идти за них до конца. Видимо, вот эта святая вера вела его, помогая совершать такие прорывы, о которых мало кто задумывался. Так, ему удалось убедить чиновников разных рангов в необходимости подготовки национальных кадров ни много ни мало, а в Московской государственной консерватории! И в 1932 году открывается Башкирское отделение, где начинают обучать будущих певцов, композиторов, музыкальных режиссеров… Газиз Салихович сам объездил всю республику в поисках талантливой молодежи, побывал в деревнях и селах, на фабриках и заводах, в детских домах… Это было первое национальное отделение при Московской консерватории имени Чайковского, а вслед за ним стали открываться другие национальные отделения – татарское, узбекское, казахское… Но пример показали башкиры! Какую же силу убежденности надо было иметь, чтобы выбить финансирование на это начинание в те сложные и небогатые времена!

Альмухаметов привез в Москву молодежь, не имевшую музыкального образования. Московские профессора недоумевали: «Зачем вы их сюда привезли – у них нет даже элементарных знаний о музыке, а в консерваторию принимают с хорошей базовой подготовкой…». На что он отвечал, что дети должны вариться в соку московской культуры, впитывать ее, что в Уфе нет такой возможности. Он умел убеждать! И, помимо организации учебного процесса, во всем опекал своих «птенцов»: возил их в летние каникулы с собой на гастроли («Привыкайте к сцене!»); сам приобретал для них музыкальные инструменты, одежду, предметы быта, постельное белье. Сохранились списки этих покупок, сделанные руками Альмухаметова.

Среди его воспитанников - Бану Валеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов и многие другие видные личности, составившие цвет национальной культуры. Кстати, Загир Исмагилов на вечере в Театре оперы и балета, посвященном 100-летию со дня рождения Г. Альмухаметова, с теплом вспоминал о том времени, о советах наставника, о том, как он говорил: «Тебе непременно надо писать музыку, стать композитором!».

Через два года, в 1934-м, по пути, проложенному Г. Альмухаметовым, в Ленинградском хореографическом училище также было открыто башкирское отделение, где начали готовить будущих артистов балета. В нем получили образование будущие корифеи Башкирского театра: З. Насретдинова, Х. Сафиуллин, Г. Сулейманова, Ф. Саттаров и другие.

Его лицо на фото замазывали черной краской

Из первой команды, отправленных в Москву детей, сохранился костяк самых выносливых и самых способных оперных певцов, которые вернулись в Уфу в 1938 году. Их силами 14 декабря 1938 года был открыт Башкирский театр оперы. А 10 июля того же года Газиза Альмухаметова расстреляли в числе 42 арестованных представителей башкирской интеллигенции, среди которых были партийные работники, известные писатели, деятели искусства. Главными пунктами обвинений, предъявленных композитору, стали его сотрудничество с Заки Валиди и «вредительство» в создании театра оперы (!)…

Роза Газизовна вспоминала, как происходил арест: сотрудники НКВД пришли ночью, перевернули всю квартиру вверх дном. Ноты валялись на полу повсюду с отпечатками грязных следов от сапог…Он прожил совсем мало: всего 42 года. Но успел сделать столь много, что остается лишь поражаться его широте взглядов, смелости мысли, умению убеждать и вести за собой!

Газиз Альмухаметов является автором и первой музыковедческой брошюры в республике, которая называлась «В борьбе за построение башкирской советской музыки» (Башкнигоиздат, 1933). Эта книжка после ареста была изъята из всех библиотек. Все его пластинки также были уничтожены. Имя его долгое время было под запретом, его произведения не исполнялись, не передавались по радио. На коллективных фотографиях его лицо замазывалось краской. Я видела такие фотографии в Казани в музее имени Сайдашева. Это производит потрясающее, тяжелое впечатление: сидит множество известных людей, и лишь у одного лицо отретушировано черным…

Ездили по республике с концертами. Пианино возили с собой в грузовике

Альмухаметова по праву можно считать и основателем Башгосфилармонии: в 1936 году им была организована первая концертная бригада, в составе которой была певица Диана Нурмухаметова, танцовщица Загида Бахтиярова, музыкант Исмагил Илялов, пианистка Ковалевская... Концерты венчали выступления самого Газиза Салиховича. Пианино они возили с собой на грузовике, который по вечерам превращался в сцену. Эта бригада, по сути, стала прообразом башкирской филармонии.

Ансамбль Газиза Альмухаметова.jpg

Но главным делом всей своей жизни он считал все же создание музыкального театра и национальной оперы. У него было много планов в этом направлении во время работы в институте национальной культуры. Сохранились списки, какие оперы он со своими единомышленниками – И. Салтыковым, С. Габяши, М. Валеевым – планировал написать и поставить. Таким образом, театр оперы и балета – это его детище, его мечта, воплощенная в жизнь. Он положил свою жизнь на это. И было бы в высшей степени логично и справедливо присвоить именно его имя Башкирскому государственному театру оперы и балета.

Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства»

– Но 80 процентов пользователей соцсетей, участников опроса, все же проголосовало за присвоение театру имени Рудольфа Нуреева, который станцевал в этом театре лишь одну эпизодическую роль. Надо ли прислушиваться к такому «мнению народа»?

– Я убеждена, что такие важные решения все же должны принимать эксперты, знатоки, глубоко знающие нашу культуру. В том числе и музыкальную.

Я не хочу противопоставлять Газиза Альмухаметова кому бы то ни было. Но этот композитор и певец несомненно заслужил, чтобы театр носил именно его имя.

Альмухаметов был реабилитирован в 1957-м году, но табу на его имя долго держалось. Разбить этот стереотип, этот панцирь очень сложно. Возможно, что руководство Республики до сих пор мало знает об этой уникальной личности. Это не их вина. Скорее, наверное, вина людей, которые отвечают за наше музыкальное образование в республике. Ведь интерес к истории своей страны должен прививаться еще в младшей школе!

Мысль о присвоении имени Газиза Альмухаметова оперному театру высказывалась мною не раз и не только в этом году. В преддверии 80-летия Театра оперы и балета у меня состоялся разговор с министром культуры республики Аминой Ивниевной Шафиковой. Совсем недавно я беседовала на эту тему с председателем союза композиторов Башкортостана Лейлой Загировной Исмагиловой, председателем союза писателей Заки Арслановичем Алибаевым, с художественным руководителем театра оперы и балета Аскаром Амировичем Абдразаковым. Мне приятно, что эти известные в республике люди понимают всю важность акта восстановления справедливости и в целом поддерживают эту идею. И еще мне очень приятно, что многие пользователи соцсетей поддерживают эту мысль, горячо высказываются за нее, выражают свое восхищение творчеством Альмухаметова. Замечательно, что у нас в республике много людей, которые знают его как певца и композитора, любят и помнят. Мы не должны становиться «Иванами, не помнящими родства». Мы обязаны знать свою историю, историю своей республики и своего народа, и уметь доносить это знание до следующих поколений. Это наш долг и наша святая обязанность. И если мы объединим усилия всех тех людей, которым небезразлична судьба нашей национальной культуры, то сможем горы свернуть.

 


ПОДЕЛИТЬСЯ