Без цензуры


Цена первой республики: 44 видных деятеля Башкирии были расстреляны в одну ночь

18:20 23 Июля 2019 | 14107
Автор: Нурия ФАТХУЛЛИНА
Все материалы автора

В этом году Республика Башкортостан отмечает 100-летие со дня образования. Для многих это просто цифры, а для некоторых – люди, судьбы которых сломались на пути становления башкирской автономии. Режиссер Булат Юсупов не мог пройти мимо трагедии столь значимых исторических фигур и взял на себя большую ответственность – снял фильм «Первая республика». Какой смысл он вкладывал в картину, почему нельзя жить настоящим, не зная прошлого, какой ценой снимался фильм, на какие уступки пришлось идти и о многом другом в рамках рубрики «Без цензуры» мы поговорили со знаменитым Булатом Юсуповым и руководителем отдела проката и связи с общественностью кинокомпании «Живая лента» Гульнарой Яруллиной.

Цена первой республики: 44 видных деятеля Башкирии были расстреляны в одну ночь
«Первая республика» – фильм о ключевых общественно-политических и культурных деятелях, связанных со становлением Башкортостана в 1920-1950 годы. Судьбы личностей, за которыми следовали большие дела, полны трагизма и боли. Герои фильма – Газиз Альмухаметов (певец, композитор и создатель башкирской национальной студии при Московской консерватории), Валиулла Муртазин–Иманский (театральный деятель, основатель Башкирского драматического театра), Габдулла Амантай (один из основоположников башкирской филологической науки, тюрколог-фольклорист, поэт, писатель и журналист), Макарим Магадеев (актер, режиссер, худрук Башдрамтеатра 1933-1938 гг.), Даут Юлтый (писатель, драматург), Губай Давлетшин (писатель, драматург, журналист и общественный деятель), Муллаян Халиков (государственный и общественный деятель, один из лидеров Башкирского национального движения, народный комиссар просвещения и социального обеспечения) – все они были расстреляны. Касим Азнабаев (журналист), Хадия Давлетшина (писательница), Зайтуна Бикбулатова (актриса), Фатима Юлтыева (жена Д. Юлтыя) и многие другие вместе с семьями отбывали срок в ссылке. В конечном итоге они – победители и строители своего времени, многие из которых несправедливо были преданы забвению.
- Материал для фильма скрупулезно собирался около трех лет, пришлось перелопатить много архивных документов. Булат Тимербаевич, вы однажды сказали, что «Первая республика» значит для вас больше, чем просто очередной фильм. Почему?

Булат Юсупов: Каждый режиссер своего рода исследователь. Снимая в 2017 году фильм «Бабич», который стал первым звеном в трилогии, я пытался понять основателей нашей республики. В «Первой республике» я рассказал о людях, которые стали строителями – открыли академии, театры, институты и многое другое, что дало старт развитию Башкортостана. И мне всегда были интересны личности, за которыми стоят большие дела, такие как Макарим Магадеев, Муртаза Иманский, Газиз Альмухаметов. Но в последнее время никто особо не говорил о них, и в целом мало кто знает их. При этом они, не имея средств, создали многое, на базе которого мы до сих пор существуем. Для меня эти люди – пример, я ими восхищаюсь, и эти свои эмоции я попытался передать зрителю. Надеюсь, что они выжмут из этого фильма для себя пользу и тоже создадут что-то новое.

Еще меня глубоко поразили события 10 июля 1938 года, когда в одну ночь расстреляли 44 выдающихся деятелей. Всегда хотел рассказать о том времени, когда люди с открытым забралом шли создавать страну и вдруг оказывались в тюремных камерах. Эти личности, в общем-то, были известны определенному кругу, я же хотел сделать их интересными для всех. Прежде всего, желал показать настоящими людьми, а не архивными данными.

Считаю, что про эту эпоху снимать можно еще многое. Если мы не будем знать свое прошлое, то как мы можем оценивать настоящее и планировать будущее? Сейчас в кинематографе важен рейтинг – кто и сколько заработал. Это тоже нужно, но лично для меня кинематограф служит инструментом для изменения человека. К примеру, в советское время создавались хорошие и интересные образы милиционеров и врачей. Мне кажется, сегодня он становится не только инструментом бизнеса или идеологии, но и инструментом для формирования общественного сознания.

_MG_2844.jpg

- Фильм все-таки не для массового зрителя, он больше для узкой башкирской публики, если быть точнее. Не было страха у руководства кинокомпании, что картина может провалиться в прокате?

Гульнара Яруллина: Сомнений не было, что фильм будет бомба. Все риски были оправданы. Поскольку мы получаем положительные отзывы о картине, как от башкир, так и от представителей других национальностей, проживающих на территории Башкортостана. 

Многие отмечают, что до просмотра не знали историю республики и сейчас точно возьмутся восполнять пробелы. Это значит, что мы потихоньку добиваемся поставленных в самом начале задач. Примечательно, помимо того, что люди из кино выходили со слезами на глазах, они говорили о проснувшейся гордости за республику.


- Роли были психологически сложные. Как с этим справлялись актеры? Были нервные срывы на площадке?

Булат Юсупов: Настоящее мастерство – не показывать свои переживания. Это работа. Актеры понимали, что больше в такой картине они не снимутся, что это очень почетно и на всю жизнь. Хочу отметить, что мастерство наших актеров на высочайшем уровне. Помню, Руслан Хайсаров 15 раз снимался в дубле, когда он в один момент поднимал глаза, и у него шла слеза.

Зарплаты были небольшие, и актеры зачастую шли за идею. Сыграть выдуманного героя и сыграть историческую личность – две разные задачи. Наши актеры не просто исполнили роль, они пропустили через себя жизни героев и попытались их осознать. Передать пластику Газиза Альмухаметова сложно, потому что мы его не видели в действии, но осознать, дать свое личное отражение образу и передать его через эмоции, голос и пластику возможно. Мы побудили эмоционально влюбиться в своих героев.


Чтобы сохранить что-то, нужно понять его значение. Например, если не понимать, для чего нужен стул, то можно его сломать. А для того, чтобы сохранить республику, нужно понять, кто ее создавал и для каких целей. Возможно, если мы вернемся к обдумыванию этих вопросов, то вновь обретем утерянные функции и ценности, которые изначально были заложены такими людьми, как Заки Валиди, Муллаян Халиков, Яков Быкин. На самом деле фильм – это попытка вернуть то, что мы давным-давно потеряли.

- О чем конкретно речь?

Булат Юсупов: Конечно, это касается сохранения культуры, языка, истории и развития. Когда появилась республика – появился театр, который назывался Дворец труда и искусства. У него был больший функционал, то есть это было не только развлечение, а образование и просвещение. А что сейчас с культурой происходит? В основном, чтобы посмеяться и отвлечься от реальности. 

Как мне кажется, искусство – это отражение нашей жизни и попытка ее осмысления, поиска себя в контексте исторической среды. Например, смотря фильм, осознаешь себя как личность в контексте истории республики, народов, ищешь свою миссию, находишь в своем народе плюсы и минусы, понимаешь его мечты, пытаешься предложить свое участие. Но если воспринимать искусство, как «поржать» на время, то народ начинает относиться прохладно к искусству, и потом удивляемся, почему у нас пустые залы. Однако это не значит, что с помощью кинематографа мы должны с указкой стоять и учить, что можно и нельзя. Чисто для меня серьезное кино потеряно.

Гульнара Яруллина: Многие пишут, что после просмотра фильма задумались о важности изучать башкирский язык и башкирскую историю. Более того, многие тоже хотят внести свой вклад в развитие республики.

_MG_2840.jpg

- История какой личности больше всего потрясла?

Булат Юсупов: Я смотрел на всех как на одну семью. Выделяя кого-то, в тень вводим другого. Каждый дополнял общий сгусток трагедии. К примеру, Габдулла Амантай создал русско-башкирский словарь на 40 тысяч слов, или Газиз Альмухаметов, который по деревням собирал фольклор и в Московской студии все записывал. А это было очень сложно: выбивать деньги из Института истории и языковедения, ехать в Москву и самому все записывать. Кроме того, он параллельно вел работу с молодежью, чтобы они оставались в республике. Мне советовали взять одного центрального героя, но это было бы неправильно. Ведь я бы не показал этим всю объемность драмы.

Гульнара Яруллина: Я согласна с Булатом Тимербаевичем. Каждый из героев внес свой вклад в республику, но они все делали одно общее дело. Задумайтесь только, наши герои в свои 30 лет сделали столько, сколько многие не сделали за всю свою жизнь, длиною в 70-80 лет.

HkenXdYJU1A.jpg

Кадры из фильма. Фото: vk.com/yarullina69

- Но почему мы так мало знаем о наших столь выдающихся личностях?

Гульнара Яруллина: Одним из решающих факторов стало то, что они все были репрессированы, а реабилитированы только в 1957 году. Но все равно долгое время их история умалчивалась, страх прошедших лет оставил свой отпечаток. Даже сейчас у нас нет такого освещения исторических документов, что имеются в архивах.

- Сейчас фильм идет в прокате по районам Башкортостана. Каких результатов вы ожидаете?

Булат Юсупов: Мне было сложно пройти мимо тех событий. Считаю себя счастливчиком, поскольку удалось такое снять! Но я много шел на компромиссы: отойдя от художественной части, пришлось 40 минут просто рассказывать о героях, так как многим они неизвестны. Это не просто фильм, а урок истории нашей республики. Картину сложно смотреть, но она свой функционал долго будет выполнять. Результат мы получим не сразу, люди будут смотреть и потихоньку меняться.

Кино – дорогое удовольствие. Надеюсь, я не единственный режиссер, который интересуется этим периодом. Зайтуна Бикбулатова, Касим Азнабаев, Валиулла Муртазин и все остальные достойны отдельного фильма. Если есть желание, то трудности с финансированием не остановят. Если мне удастся продолжить это дело, то буду снимать. Мне не интересно заниматься самореализацией и снимать артхаус, или преследовать только коммерческие цели, мне важно исследовать фактуру времени и открывать его особенности.  

_MG_2809.jpg

Гульнара Яруллина: Наряду с прокатом фильма работаем над проектом «Ожившие фотографии». Все началось еще со съемок: в массовых сценах были задействованы около 300 человек, некоторые из которых спрашивали о героях и чем они известны. Поэтому возник проект «Ожившие фотографии», в рамках которого рассказываем о личностях и показываем их фотографии в коллаже с сыгравшими их актерами. Еще примечательно то, что актеры картины очень похожи на своих героев. Наша главная цель – наглядно ознакомить публику с деятелями Башкортостана.

pDvOrd3Jmxc.jpg

Рафик Хасанов в образе Газиза Альмухаметова. Фото: vk.com/yarullina69

- Говоря о финансировании. На съемку «Первой республики» было потрачено 9 млн рублей. Этой суммы было достаточно? И как вообще обстоят дела с развитием башкирского кинематографа?  

Булат Юсупов: Я через киностудию «Башкортостан» обратился в Минкультуры Башкирии, но там на проект не были заложены финансы. Тогда правительство республики выделило субсидию в размере 9 млн рублей. В среднем бюджет фильма в Москве начинается от 150 млн рублей. Но мы не можем требовать таких сумм, хотя Башдрамтеатру на постановку спектакля «Урал-батыр» 13 млн рублей дали.

Маленький бюджет сказывается на невысоких гонорарах, мы не можем сшить необходимого качества костюмы, снимаем не на ту камеру, нет хорошей графики (50 графических картин делали 9 месяцев). Мне как режиссеру хотелось бы не перекрывать улицы, а строить декорации, чтобы добиться картины европейского качества. Но я снимаю то, что мне хочется. Этот компромисс восполняет финансовые затруднения. Но то, что снято сейчас в Башкирии – уже прогресс. У нашей киностудии никогда не было собственного здания, павильона, тон-студии. Сейчас постепенно все появляется.


- «Первая республика» – вторая часть трилогии. О чем будет третья часть, и когда начнутся съемки?

Булат Юсупов: О сроках пока сказать не могу, поскольку это только на стадии обсуждения. Но

фильм будет о 1950-1977 годах нашей республики, и речь пойдет об очень известном башкирском поэте. Через ваш сайт хотим объявить конкурс – тот, кто угадает имя героя, снимется в этом фильме. Небольшая подсказка: с героем отчасти связано сохранение башкирского языка и у него очень много последователей.


 


ПОДЕЛИТЬСЯ

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER


Новости партнеров



Рекомендуемое



Спецпроекты




Карточки






---

Опрос

В Уфе к Новому году на городских площадях устанавливают живые новогодние ели, в то время, как в прошлые годы устанавливали ели искусственные. Вы за живую ель или искусственную?

Пройти опрос

Происшествия



Сексуальная пятница