пришлите новость

Сын Мусы Гареева подал в суд на сайт «Мксет», чтобы защитить честь отца

10:58, 21 ноября 2018

После скандальной публикации в одном из республиканских СМИ, объявившей дважды Героя Советского Союза и нашего земляка Мусу Гареева виновным в гибели маршала СССР, в редакцию ProUfu.ru обратился его сын Евгений Гареев. Он считает, что журналисты опорочили честь и память его легендарного отца и попросил опубликовать письмо к общественности. Публикуем этот документ без купюр. Орфография и пунктуация автора сохранены.

Сын Мусы Гареева подал в суд на сайт «Мксет», чтобы защитить честь отца
Фото: proural.info

«Уважаемые уфимцы и жители республики! К вам обращается Евгений Мусинович Гареев, сын дважды Героя Советского Союза летчика-штурмовика Мусы Гайсиновича Гареева. 

Как известно, в республике в рамках всероссийского Интернет конкурса «Великие имена. РФ» идет голосование за присвоение такого «великого имени» имени уфимскому международному аэропорту. Сразу скажу, что ни к организации этого мероприятия, ни к выдвижению кандидатур я и моя семья не имеем никакого отношения. Хочу также заметить, что я противник переименований чего-либо исторически сложившегося или привычно-удобного людям в угоду чьим-то амбициям или текущим политическим настроениям. 

Как показали 100 лет сносов и водружений, все новых и новых переименований в нашей истории, затеи такого рода совершенно бессмысленны. Неужто в стране иных, неотложных и жизненно важных проблем уже нет!? Кажется наши власти всю дорогу тешат себя мыслью, что вот, мол, переименуем что-нибудь во что-нибудь и тогда заживем, все ладом пойдет... Но люди-то все равно будут называть города, улицы и прочее так как это им удобно, привычно и, тем более, связано с какими-то безусловно значимыми для всех историческими традициями и событиями. Так Ленинград всю дорогу люди неофициально называли «Питером» хотя и раньше, и сейчас гордились героической обороной именно Ленинграда. Впрочем, не буду занимать внимания читателя перечислением множества иных примеров такого рода. Суть же событий, задевших меня лично, моих близких и других людей, хорошо знавших Мусу Гайсиновича, состоит в следующем.

Имя Мусы Гайсиновича Гареева вошло первоначально в т.н. «лонг-лист», а потом и в «шорт-лист» (ох уж это англомания!) для завершающего голосования. Причем в обоих списках он лидировал. Мы этого не добивались, но, не скрою, испытали гордость и благодарность жителям Республики за оказанную честь. Интернет-голосование началось 12 ноября и к 14 ноября доля поданных за Гареева голосов оказалась более чем вдвое больше, чем за двух других «претендентов» вместе взятых. Судя по всему для кого-то этот предварительный результат оказался неожиданным и неприемлемым. Потому что именно 14 ноября через информационный портал mskset в лучших традициях современной грязной политтехнологии был осуществлен информационный взброс, в котором имя моего отца было нагло и цинично облито грязью.

Анонимный автор явно заказного и, как я уверен, заранее на всякий случай заготовленного пасквиля «Можно ли давать аэропорту имя виновника авиакатастрофы?» выступает с прямыми обвинениями моего отца в авиакатастрофе, в которой в 1964 году в Белграде погибла советская военная делегация во главе с маршалом Бирюзовым. Посему считаю просто необходимым изложить некоторые важные детали.

Сама информация об этом трагическом событии была почерпнута анонимом из обширной, скрупулезно подготовленной и доброжелательной статьи уфимского историка авиации Владислава Морозова «На «Горбатом» через войну», посвященной боевому пути и послевоенной летной работе летчика-штурмовика М.Г. Гареева. 

musa_gareev-02.png

Фото: alternathistory.com

Статья была опубликована в первом номере журнала «Мир авиации» за 2006 год. При этом автор Интернет-инсинуации строит свои обвинительные умозаключения лишь на основании того, что, как сказано в статье Вл.Морозова, мой отец в те годы был заместителем командира 2-й АДОН по летной части и участвовал в работе правительственной комиссии, занимавшейся этой трагедией в качестве одного из экспертов, анализировавших запись радиообмена между погибшим экипажем и наземными службами Белграда. Непостижимым образом «связав» факт гибели самолета со службой М.Г. Гареева в авиадивизии особого назначения (АДОН) автор этой гнусной подделки выносит столь серьезные обвинения уже на основании собственных фантастических домыслов и мнений неких безымянных «современных авиаторов». Хотя это просто противно, но хочу все-таки продемонстрировать выдержки из этого пасквиля.

«Но внезапно его карьера прерывается, и в 42 года в звании полковника он был уволен в запас. Дважды герой уезжает на малую родину, в Башкирию, где возглавляет региональное отделение ДОСААФ. Столь резкая отставка Гареева со службы на серьезном посту произошла по итогам расследования авиакатастрофы, случившейся 19 октября 1964 года в Югославии. Транспортник Ил-18 советских ВВС при разбился при заходе на посадку под Белградом, врезавшись в гору, и взорвался.

Расследование катастрофы было закрытым, а результаты были засекречены, поэтому до сих пор не названо точное количество погибших. Воздушному судну 2-й АДОН и было доверено доставить делегацию высокопоставленных советских военных и партийных деятелей в Белград. Однако с Ил 18 случилась катастрофа.В качестве ее официальной причины была названа ошибка пилотирования. За подготовку экипажа в АДОН отвечал Муса Гареев. Есть и вторая версия - недостаточная подготовка самого воздушного судна, полет которого контролировал лично Гареев. В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что вылет несколько раз откладывали, несмотря на хорошие погодные условия 

Гареев пытался доказать, будто бы югославские диспетчеры направили самолет с маршалом в гору, но безуспешно. Так что его отставку с формулировкой «по состоянию здоровья» можно считать довольно благополучным для него исходом».

В оригинале же статьи Вл. Морозова об этом эпизоде сказано буквально следующее:

Screenshot_21.png

И все! Да, кстати, вынужденная посадка Ан-12 на Мальте, описанная в начале приведенного абзаца, имела место именно после дозаправки в Белграде в ходе операции по транспортировке грузов военного назначения в центральную Африку, где шла война в бывшем бельгийском Конго.    

Очевидно, что авторы этой гнусной провокации рассчитывали на то, что журнал «Мир авиации» и в 2006 году был малотиражным, распространялся только по подписке (на Уфу всего 4-6 экземпляров!) и в 2018 году в подлоге и инсинуациях их никто уличить не сможет.

gareyev3.jpg

М. Гареев. Фото: airaces.narod.ru

Необходимо отметить, что о и самом этом событии Вл. Морозову, собиравшему материал о совершенно засекреченной, нигде, и никогда официально или неофициально не рассказанной, и не опубликованной истории послевоенной службы М.Г. Гареева, среди всего прочего рассказали именно я сам и моя мама еще в начале двухтысячных. События тех далеких лет я хорошо помню – мне было уже 18 и я сам учился в аэроклубе, бредил авиацией и жадно вылавливая из случайных реплик и оговорок отца (о тайных операциях того времени, в которых он участвовал, он ничего конкретного не говорил ни тогда, ни до конца жизни) все, что было связано с авиацией и ее ролью в тревожных событиях того времени. А белградская трагедия, хоть и кратковременно, получила тогда огромный резонанс. 

Самолет Ил-18 (это, к сведению «борзописца», не транспортный, а комфортабельный пассажирский самолет) маршала Бирюзова с делегацией заходил на посадку в условиях мощной облачности и густого тумана, естественно, только по указаниям с земли и врезался в гору. Погибли все. Отец же был привлечен к работе в правительственной комиссии, исключительно для анализа магнитофонных записей радиообмена экипажа с землей и только потому, что в те годы он сам и его однополчане часто летали через Белград в Африку и, следовательно, хорошо знал особенности местности, условия взлета и посадки и, само собой, мог понять действия погибших пилотов-однополчан по их переговорам с наземными службами. Естественно, никакого участия в формировании выводов правительственной комиссии он не принимал, да и принять не мог и, естественно, ничего никому не «… пытался доказать».

Screenshot_22.png

Задача экспертов, как известно, совсем иная. Однажды отец (я хорошо помню этот момент) пришел домой в состоянии с трудом скрываемого гнева, поскольку, как он сам был твердо убежден из анализа радиообмена, катастрофа произошла в результате того, что «братьев-славян» (случайно или сознательно – другой вопрос) фактически навели самолет на гору. Он расценивал это как предательство. Тем паче, что и ранее со стороны югославов уже имели место случаи прямого саботажа и вредительства (ведь Иосиф Броз Тито тогда заигрывал и с американцами), хотя, благодаря летному искусству пилотов, обошлись без гибели людей. Но в этот раз погибли  товарищи-однополчане отца, и он в сердцах проговорился об известных ему обстоятельствах трагедии маме.

Однако чтобы не портить непростые еще со сталинских временно отношения с Югославией сам факт гибели Бирюзова, делегации и экипажа Ил-18, был предан забвению, а результаты расследования тщательно засекречены, а, быть может, даже и уничтожены. Словно и не было ничего. Как название знаменитого итальянского фильма «Следствие закончено – забудьте!». Все это на десятилетия так и осталось лишь нашей «семейной тайной».

musa-gareev-s-semej.jpg

М. Гареев с семьей. Фото: veteranrb.ru

Люди добрые, да кто сейчас, даже родившийся в сороковых–пятидесятых годах прошлого века, через 54 года вообще что-либо знает о маршале Бирюзовее и гибели нашей делегации в Белграде?! А ведь ни самого автора этой фальшивки, ни хозяев портала, распространивших эту ложь через всемирную сеть, в 1964 году, как говорится, даже в проекте не было! Но эти «борзописцы», причем люди, как видно, совершенно далекие от авиации, «ничтоже сумнящеся», «с ученым видом знатока» рассуждают на тему того, кто и за что в 1964 году отвечал во 2-й АДОН, о существовании которой они и знать-то не знали, пока не наткнулись на журнал «Мир авиации». 

Необходимо отметить еще одну интересную черту той эпохи – ни папа, ни летчики его полка за выполнение сложнейших специальных операций (вроде эффектной переброски группы боевых самолетов для ВВС Индонезии!) даже наград не получали. Все ограничивалось ценными подарками от маршала авиации Вершинина, т.е. без оформления наградных листов (!). Иначе говоря, чтобы там не писали «в западной прессе», ничего такого нет и не было, никто никуда не летал и никаких даже документальных намеков на это не существует. А тут гибель маршала и делегации в стране, с которой еще Хрущев только-только и с трудом начал налаживать отношения. Понятно, что по политическим причинам ни сама трагедия, ни, тем паче ее причины никем и никогда официально и даже кулуарно не обсуждались и вообще не упоминались.

Screenshot_23.png

Фото: mkset.ru

Собственно, о «засекреченности» этих материалов, как видно из приведенных цитат, пишет и сам автор этой фальшивки. И вот тогда возникает законный вопрос об источниках его «псевдоосведомленности» о прямо-таки деталях этих событий более чем полувековой давности, о том кто и что, якобы, «доказывал», кого и в чем «обвинили», какая тогда была погода и сколько раз и, главное, почему откладывали рейс» и откладывали вообще. Откуда такая подробная информация, если о самой этой трагедии он узнал из краткого абзаца в статье журнала 21-го века? Ведь такие политически важные авиарейсы везде и всегда готовят, обеспечивают и контролируют исключительно спецслужбы. 

А злополучный Ил-18 в цветах ГВФ (поскольку этот рейс был официальным), и, очевидно, в открытую отправился в роковой рейс с одного из официальных аэропортов Москвы, с положенными по протоколу проводами, а не в тайне, из сверхсекретного и закрытого тогда аэродрома ЛНИИ ВВС подмосковном Чкаловске. Впрочем, об обстоятельствах отлета делегации и я сам только могу только догадываться. Папа именно об это ничего не говорил, а в прессе или по ТВ об отправке делегации, быть может, что-то и сообщалось, но пока не случилась громкая трагедия, это никому не было интересно.

В общем, получается, что автор этой фальшивки прямо с 12-го по 13 ноября 2018 года вдруг получил доступ к секретным материалам Министерства Обороны и КГБ, к протоколам расследования?! Или он как-то заранее готовился, издавна и долго искал информацию, исподволь готовил материал, но вот именно 14-го ноября его вдруг «прорвало»? Это с чего вдруг? Были «сигналы»? Но ведь за годы жизни и работы отца в Башкирии даже очень и очень влиятельным его недругам из местных правящих кругов никакого компромата вообще и тем паче такого рода «накопать» так и не удалось, хотя и очень хотелось. Но к 1973 году бесконечными кляузами завистников, безрезультатными, но унизительными проверками героя все-таки довели до инфаркта.

Дальше – больше! Как видно из приведенных цитат, из своих иезуитских фантазий автор то намеками, то прямо делает безапелляционный вывод о том, что уход М.Г Гареева из авиации и военной службы вообще был связан именно с обвинениями в причастности к белградской трагедии. Пасквилянт даже не представляет, что в 1964 году непременно случилось бы с человеком при таких обвинениях. Папу же еще с весны 1964 года стали готовить к переводу на должность командира 2-й АДОН, что должно было произойти в следующем году. 

Но осенью того же года его прямо в ночном полете догнали последствия травм и тяжелой контузии времен войны. Чудом не погиб, т.к.  без сознания упал на штурвал при возвращении из Венгрии. Он проверял готовность к полетам летчика, вышедшего из отпуска. Именно в этом и состоит работа замкомдива по летной подготовке. Этих классных летчиков, как прошедших войну, так и более молодых, но уже налетавших лет 10-15 учить было нечему. Обязательно проверяли (и весьма строго) их готовность к работе после любого длительного перерыва в полетах, но не «готовили». Неквалифицированных пилотов в АДОН никогда не брали, что называется, по определению!

У папы же тяжелое сосудистое заболевание головного мозга оказалось несовместимым с полетами. Его оставляли в Москве на штабной работе, но для человека 25 лет проведшего за штурвалом самолета в боях и в полетах от Индонезии до Парижа, от Северного полюса до Хартума, это было просто неприемлемо – не штабной склад характера. Он, тяжело переживая расставание с летной работой, сам подал рапорт об отставке и решил вернуться на малую родину, но по совету знаменитого Александра Покрышкина согласился возглавить республиканский ДОСААФ (все-таки живое дело и близко к любимой авиации). Обо всем этом подробно написано в статье Вл. Морозова, но аноним предпочел заменить реальные факты собственными подлыми, но угодными некому заказчику домыслами. 

thumb_20370_article_middle.jpeg

Фото: w.histrf.ru

Хочу отметить еще одну деталь. Когда в мае 1965 года папа решил переехать из Москвы в Уфу, маршал авиации Вершинин выделил лично ему транспортный самолет для перевозки имущества. Я хорошо помню, с каким уважением относились к своему бывшему командиру члены экипажа этого Ил-14, как предложили ему снова вести самолет и как папа, минут десять подержав штурвал, чуть не со слезами покинул кабину – последний раз за штурвалом.

Инициаторы акции по присвоению имен аэропортам вроде бы преследовали благородную цель – «патриотическое воспитание». Однако фактически (об этом хорошо свидетельствуют публикации и комментарии в Интернете) разбередили во многих случаях старые, уходящие корнями в глубину десятилетий и столетий «болячки», обиды, предрассудки и возбудили амбиции. Как говорил незабвенный Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

6 карточек о том, чем знаменит Муса Гареев

 То, о чем я написал выше, наглядный пример такого «антивоспитания» – героя войны, выдающегося летчика, человека с безупречной репутацией, чей жизненный путь десятилетиями служил для многих примером, с целью достижения чьих-то амбициозных целей взяли и публично облили грязью. Поди теперь, отмойся! На войне не убили, так через 70 лет после нее, не моргнув глазом, решили опорочить путем грубой фальсификации событий полувековой давности. Уверен, что еще в преддверии этой компании кто-то дал кому-то команду «Ищи!», найди компромат и держи наготове на всякий случай. Псевдожурналист ничего, конечно, не нашел и просто выдернул фразу из солидного, но редкого и старого журнала (поди-ка теперь проверь по первоисточнику!), из действительно добротно и профессионально написанной статьи, а потом выдвинул против заслуженного человека тяжкое обвинение, но уже на основании собственных инсинуаций. Судя по всему, когда что-то пошло не так как задумывали, хозяева дали команду «Фас!». Интернет же! Никто ни за что не отвечает. «Мели Емеля – твоя неделя».

И еще … В отношении многих представителей журналистского сообщества в народе давно сложилась и, как показывает практика, не зря стойкая оценка «Продажная пресса». Вот и я думаю, что вся эта «операция по очернению» была кем-то осуществлена отнюдь не из «идейных соображений», из стремления вдруг, ни с того, ни с сего «восстановить истину» в отношении событий, о которых они никогда и понятия-то не имели. Как говорил один из колоритных персонажей знаменитого фильма «Человек с Бульвара капуцинов»: «За деньги я могу сделать что угодно!». Хотя, думаю, дело здесь, конечно, не в деньгах как таковых – бонусы за заведомую клевету можно получить и в ином виде.

1341910483_gareev1.jpg

Фото: vechufa.ru

Можно было бы, как говорится, «по-христиански» сказать: «Бог вам судья!». Однако я все-таки считаю, что за клевету и наветы надо отвечать по закону. Поэтому заканчиваю свою статью тем, что уже обратился в прокуратуру и судебные инстанции с просьбой возбудить судебный иск против хозяев информационного портала mskset, заказчиков и автора этой грубой и грязной провокации за фабрикацию и распространение сведений, порочащих честь и достоинство с принесением публичных извинений, опровержением их домыслов и возмещением морального ущерба.

Всего вам доброго! Честь имею!

P.S. По итогам первой недели этой акции у людей (см. Интернет) сформировалось стойкое убеждение, что и у нас, и в ряде других регионов победители таких конкурсов уже давно назначены, а круги, заинтересованные в этом политически или экономически, не мытьем, так катанием непременно продавят «нужного» кандидата. В связи с этим осмелюсь предложить: вместо того, чтобы устраивать дорогостоящее псевдодемократическое шоу, проводить мероприятия такого рода на коммерческой основе, в форме аукционов что ли, в духе рыночных отношений – All for Sale! Все на продажу! И казне какой-никакой прибыток и те, кто хотел бы почет и славу купить пусть между собой разбираются. Тогда, глядишь, и честных людей в грязь втаптывать нужды не будет».


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное