пришлите новость

Культурная коррупция: Минкульт Башкирии раздает миллионные гранты одним и тем же организациям? Часть 2

12:06, 04 октября 2018

Продолжается чехарда с выдачей грантов главы Башкирии Рустэма Хамитова на поддержку наиболее значимых творческих проектов в области театрального, музыкального, хореографического, изобразительного искусства и кинематографии.

Культурная коррупция: Минкульт Башкирии раздает миллионные гранты одним и тем же организациям? Часть 2
Фото: instagram.com/artbeton

Всю «заварушку» с грантами начал боксер Хабир Сулейманов в 2016 году, когда его проект не прошел конкурс. В 2017 году он вновь подал заявку на 13,5 млн рублей для съемок художественной картины «Нелегал», основанной на его бойцовской карьере. Когда его проект вновь не получил грант, Хабир подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу РБ о нарушении порядка проведения конкурса со стороны Минкульта.

В начале августа этого года по жалобе Хабира Сулейманова ФАС еще раз проанализировала документы и обнаружила, что Правительство Башкирии вынесло постановление о том, что на грант могут претендовать только государственные и муниципальные бюджетные учреждения. А это противоречит Закону «О бюджете Республики Башкортостан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», подразумевающему выдачу грантов организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. При этом органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Год назад, когда развернулась эта история, председателем Республиканской конкурсной комиссии был заместитель премьер-министра Правительства РБ Салават Сагитов. На заседание по распределению грантов он не пришел. Его функции автоматически перешли к заместителю председателя комиссии министру культуры Амине Шафиковой, подписавшей протоколы как просто член комиссии.

Любопытно, что в начале работы комиссии выяснилось, что некоторые ее члены являются участниками творческих коллективов, претендующих на гранты. К примеру, сама Шафикова, Олег Мельников, Татьяна Хайбуллина и Амина Асфандиярова представляли УГАИ им. З. Исмагилова с такими проектами, как Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. Н. Сабитова, «100 башкирских народных песен», концерт «Симфоническая ночь – 2017». Нур Даутов – РОО «Союз композиторов Республики Башкортостан» со Всероссийским фестивалем молодых композиторов. Леонора Куватова – Башкирский хореографический колледж им. Р. Нуреева с детским балетом-сказкой «Снежная королева» и проектом «Русский дуэт – опера и балет», представленным Башгостеатром оперы и балета. Гулли Мубарякова – Башдрамтеатр с проектом «Уфа – театральная». Согласно правилам, участники конкурса не могут входить в состав комиссии по распределению грантов.  

17493887_1237447579708211_3799903033018548224_n(1).jpg

Фото: instagram.com/artbeton

Мы сообщали, что, судя по протоколам, вышеуказанных людей в начале заседания якобы отстранили от голосования по их проектам. Но и это является нарушением, потому что их должны были отстранить от голосования по всем заявкам. Однако это не было сделано. В итоге шесть из восьми проектов членов конкурсной комиссии получили гранты: 13,5 млн рублей выиграл проект «Русский дуэт – опера и балет», девять млн получил Башдрамтеатр, 4,5 млн – Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. Н. Сабитова, 1,8 млн проект «100 башкирских народных песен» и детский балет-сказка «Снежная королева», 900 тысяч – фестиваль молодых композиторов.

В этом году распределением грантов должны были заниматься 20 человек. Поступила 41 заявка. Но, как и в 2017 году, председатель комиссии Салават Сагитов на заседание не пришел, и госпожа Шафикова вновь взяла на себя бразды правления.

И по традиции из-за конфликта интересов от голосования по некоторым проектам якобы отстранили Леонору Куватову (xyдрук Башкирского хореографического колледжа им. Р. Нуреева), Гулли Мубарякову (артистка Башдрамтеатра) и Фарита Габитова (председатель Союза кинематографистов РБ). То ли случайное совпадение, то ли эти люди действительно пролоббировали интересы своих организаций, но вот что вышло:

  • 900 тысяч рублей получила киностудия «Башкортостан» на фильм «Таганок» (заведующий музеем данной организации – Фарит Габитов).

  • 900 тысяч рублей получил Башдрамтеатр на постановку спектакля «Урал-батыр».
  • 900 тысяч рублей выиграл Башкирский хореографический колледж им. Р. Нуреева на создание детского балета-сказки «Морозко».

Также в этом году гранты получили:

  • Национальный молодежный театр им. М. Карима – 1,8 млн на спектакль «Семь девушек» и 900 тысяч на спектакль «Униженные» («Кәмһетелгәндәр»),

  • Театр оперы и балета – 900 тысяч на Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе».

При этом в Башкортостане существует отдельный грант для поддержки творческих проектов театральных коллективов. Выходит, театры могут получить деньги разные гранты, ущемляя при этом другие творческие организации республики?

Но тут нужно отдать должное Минкульту: с 22 по 31 августа был объявлен прием заявок на данный грант, но некоторые независимые творческие коллективы просто не успели за эти дни оформить проекты. По словам деятелей культуры, это было сделано специально, чтобы только определенные коллективы получили средства. Ведь государственные театры, подведомственные Минкульту, могли быть извещены организатором конкурса заранее, в силу сложившихся корпоративных связей. В Минкульте нам рассказали, что 25 сентября прошло заседание по проведению конкурса на соискание грантов, но результаты сообщить отказались. Рамиля Саитова усматривает в упорном стремлении Минкульта выдать гранты именно государственным учреждениям коррупционную составляющую. 

– Закупки бюджетных учреждений на деньги грантов выпадают из регламентов антикоррупционного закона о государственных закупках, поэтому создают условия для нецелевого использования бюджетных средств подведомственными организациями, например включение одной и той же закупки в два параллельных отчета, а то и прямую растрату грантовых средств ввиду слабого контроля над их использованием, – говорит правозащитница.

Между тем 2 октября антимонопольный орган Башкортостана расставил все точки над i, признав, что Порядок распределения миллионных культурных грантов, установленный правительством республики в 2017 году, нарушает Закон о защите конкуренции, ограничивая доступ негосударственных организаций к бюджетному субсидированию. Жалоба Хабира Сулейманова признана обоснованной, правительство республики будет подвергнуто административному штрафу. По словам Саитовой, в Башкортостане с сегодняшнего дня больше не будет конкурсов только для государственных учреждений, а это значит, что все некоммерческие организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, смогут принять участие в конкурсе.

Кстати, по настоящее время нет информации о заседании комиссии по языковым грантам 2018 года. Конкурс с 1 по 14 августа, но заседание Республиканской комиссии, запланированное на 14 августа 2018 года, перенесли в связи отсутствием кворума. Информация о дате проведения до сих пор неизвестна. - По настоящее время не имеется информации о заседании комиссии по языковым грантам 2018 года, однако поговаривают, что Салават Сагитов до сих пор откладывал заседание, рассчитывая на то, что резонансное решение об определении победителей за него вновь будет вынуждена принять министр Шафикова А.И. и все «шишки» опять посыпятся на неё,- рассказала правозащитница Рамиля Саитова.


Читайте также


Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное