Валиахмет Бадретдинов

О национализме замолвите слово

18:32 26 Декабря 2016
Автор: Валиахмет Бадретдинов
Сопредседатель РОО "Аркадаш"
О национализме замолвите слово

Еще почти век тому назад Владимир Маяковский в одной из своих поэм изрек: «Слова у нас до важного самого в привычку входят, ветшают, как платье». Прав был поэт, но слова не только ветшают, они в новые исторические времена приобретают совершенно иной смысл: то, что в прошлом воспринималось положительно, становится неприемлемым и неприличным сегодня. Одним из таких слов в наше время стало понятие «национализм».

Нация и национализм

Как известно, сами по себе слова не могут быть хорошими или плохими: все зависит от того, что они обозначают и как к этим словам относятся люди. Каждое слово имеет свою историю – оно зарождается, употребляется, распространяется и даже исчезает. Задолго до появления понятия, обозначенного словом национализм, существовало слово нация. Слово сие – латинское, оно связано семантически с латинским словом natus – рождение (кстати, однокоренное слово латинское natis означает всем нам нужный орган – седалище, зад). А само слово natio на латыни многозначно:

1) рождение, происхождение, род: natione Medusi - родом (по происхождению) мидянин;
2) племя, народность, народ или нация: nationes et gentes (populi) - племена и народы;
3) класс, сословие, каста, разряд, слой, секта или школа;
4) порода;
5) сорт.

В Европе слово нация становится общеупотребительным, поистине международным в эпоху зарождения буржуазных наций, и оно уже не просто является обозначение народа – в слове этом во времена буржуазно-демократических революций и становления капитализма отражается дух свободы, равенства и братства всех представителей народа, восставших против средневекового феодального рабства. Рождение из представителей разных слоев населения европейских государств новой исторической общности – наций стало определяющим признаком новой, капиталистической эпохи. Образование буржуазных наций и их государств после падения устоев феодальных отношений привело к возникновению нового общественно-политического феномена – национализма.

Буржуазный национализм, являясь прямым порождением государственности, основанной на капиталистических экономических отношениях, прежде всего придерживался приоритетов чисто национальных: территории, законов, языка, образования, традиций, культуры. Необходимо отметить, что в период зарождения и становления национальных государств буржуазный национализм был явлением прогрессивным. Под лозунгами национализма происходило принятие новых правовых актов, развитие экономики, культуры, образовательной сферы. Справедливости ради следует подчеркнуть, что национализм того времени был во многом патерналистским, а буржуазный национал-патриотизм не отвергал неприятия и вражды по отношению к другим нациям, по тем или иным причинам конфликтующих с родным национальным государством. Более того, национальные государства Европы, продолжая колониальную политику, всячески поощряли шовинизм по отношению к порабощенным народам. Точно так же и в царской России последовательно проводилась политика великодержавного шовинизма в отношении национальных меньшинств, что порождало национально-освободительное движение на окраинах империи.

Сам же термин «национализм» в научную и литературно-публицистическую сферы впервые ввели в XIX веке философ Гердер и аббат Баррюэль. В наше время это понятие многозначно. Оно равно подразумевает наличие таких проявлений, как любовь к общей земле, языку и исторической культуре, стремление к политической независимости, преданность своему народу, а также представление своей нации как господствующей среди других наций.

Марксизм и национализм

Как известно, основной доктриной марксизма-ленинизма в области национальных отношений стали воззрения о пролетарском интернационализме. Интернационализм заведомо противопоставлялся национализму. Но интернационализм большевиков признавал всеобщее братство и равенство лишь угнетенных классов, фактически не признавая всякое единство народа внутри одной нации. С точки зрения классического марксизма пролетариат не имел ни отечества, ни национальности.

Именно этот космополитический принцип был положен в основу всемирного единения угнетенных классов в рамках международного классового коммунистического интернационала. Самое интересное – классики марксизма-ленинизма не могли не признавать само явление национализма, назвав свои новое воззрение интернационализмом – то есть классовым национализмом международного масштаба. В соответствии с этим учением интернационалистами могли быть только представители эксплуатируемых классов. Так была учреждена новая, искусственно создаваемая форма международного пролетарского национализма – коммунистический интернационал.

С точки зрения марксизма, всякий национализм должен будет исчерпан в далеком будущем человечества вместе с нациями.

"В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, уничтожена будет и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой", - утверждали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в "Манифесте коммунистической партии".

Был задуман грандиозный социальный эксперимент по преодолению пережитков буржуазного национализма посредством фактической постепенной ликвидации самих наций. Именно эта марксистская доктрина была положена в основу практики нациестроительства коммунистического руководства СССР, которое одновременно с пропагандой развития и расцвета социалистических наций строило планы создания «новой исторической общности – советского народа».

В России, как в дореволюционной, так и советской и постсоветской, национальный вопрос всегда стоял ребром. Тот же В.И.Ленин резко осуждал шовинизм доминирующей нации, вынужденно признавая необходимость опоры на национализм угнетенных малых народов и национально-освободительное движение в колониях империалистических держав. Он отстаивал право наций на самоопределение не только в своих статьях и речах, но и на практике строительства федеративного советского государства. Для него это было единственной возможностью привлечения национальной интеллигенции и народных масс на сторону Советской власти. Вот как он говорил об этом в марте 1919 года на VIII съезде РКП(б), посчитав признание права финского и башкирского народов на самоопределение равнозначными явлениями:

«А вчера разве не пришлось то же сделать по отношению к Башкирской республике? Когда т. Бухарин говорил: «Можно кой для кого это право признать», так я даже записал, что у него в этот список попали готтентоты, бушмены, индусы. Слушая это перечисление, я думал: каким образом т. Бухарин забыл одну маленькую мелочь, забыл башкир? Бушменов в России не имеется, насчет готтентотов я тоже не слыхал, чтобы они претендовали на автономную республику, но ведь у нас есть башкиры, киргизы, целый ряд других народов, и по отношению к ним мы не можем отказать в признании. Мы не можем отказывать в этом ни одному из народов, живущих в пределах бывшей Российской империи».

Обратите внимание, что Ленин в 1919 году говорит о признании уже существующей Башкирской республики. В связи с этим считаю не лишним упомянуть, что в 2019 году мы, хорошо представляющие истинную историю рождения нашей республики, будем отмечать не дату ее образования, а только лишь признания автономии башкир рабоче-крестьянским Правительством России.

Прошу обратить внимание еще на то, что одним из самых щепетильных в области формирования новой национальной политики Советского государства был вопрос о языках народов национальных окраин. Вот что писал В.И.Ленин 31 декабря 1922 года в своих записках под заголовком «К вопросу о национальностях или об «автономизации»:

« В-четвёртых, надо ввести строжайшие правила относительно употребления национального языка в инонациональных республиках, входящих в наш союз, и проверить эти правила особенно тщательно. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас, при современном нашем аппарате, будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. Для борьбы с этими злоупотреблениями необходима особая изобретательность, не говоря уже об особой искренности тех, которые за такую борьбу возьмутся. Тут потребуется детальный кодекс, который могут составить сколько-нибудь успешно только националы, живущие в данной республике».

В этом отношении большевики вели самую жесткую политику, не только признав права малых народов на сохранение и развитие национальных языков, но и создавая массовую сеть школ с обучением на родных языках. В резолюции X съезда РКП (б) предлагалось развивать и укреплять действующие на родном языке суд, администрацию, хозяйственные органы, органы власти людьми, знающими быт и психологию местного населения, а также развивать прессу, театр, клубное дело, культурно-просветительские учреждения на родном языке и т.д. Более того, работающим на местах русскоязычным партийным и советским работникам было рекомендовано обучаться языкам местных народностей.

Также в качестве ярчайшего примера можно назвать тот факт, что в БАССР башкирский язык был объявлен государственным языком еще в 1921 году.

Следует отметить, что вместе с окончательной победой в СССР коммунистического тоталитарного режима власти, названного в наше время сталинизмом, массовое обвинение в национализме представителей национальных меньшинств, прежде всего народной интеллигенции, привело к жесточайшим, ничем не оправданным репрессиям. На многие десятилетия само слово национализм стало коммунистическим пугалом, тормозившим всякие ростки инакомыслия в изучении и развитии философии, истории, фольклора, культуры народов СССР.

Апология национализма

Современная история доказала беспочвенность, иллюзорность представлений марксистов об исторической неизбежности исчезновения наций и поглощения всех этносов и народностей в трудно обозримом будущем некоей однородной человеческой массой. Пока существуют нации, будут говорить и писать о таком социально-политическом феномене, как национализм.

Ныне никто не отрицает такие понятия, как нация, саморазвитие наций как общемировая ценность, суверенное право наций на самоопределение, первичность нации в государствообразующем процессе, национальная культура, национальная (этническая) самоидентификация, национальная солидарность, всеобщее образование как средство развития и расцвета наций. Признание самих этих понятий равно признанию также национализма, так как для всякого истинного националиста они являются неотъемлемым условием существования наций.

Обратим внимание на то, что именно признание ценности наций и их прав как человеческих сообществ привели к созданию таких международных организаций, как Лига наций и Организация Объединенных Наций.

Конечно, национализм как общечеловеческий феномен в течение веков видоизменялся, временами приобретая уродливые, антигуманные формы, как, например, нацизм в Германии. В мире ничего не случается без причин – мы вправе считать, что такие уродливые явления человечества, как расизм, нацизм и фашизм являются порождениями мирового империализма. Точно так же царский империализм в России порождал чудовищные проявления этноцида, когда властвующая верхушка доминирующей нации, относившая национальные меньшинства ко второсортным этносам, потопляла в крови любое выступление малых народов против произвола властей. Например, национально-освободительное движение башкир, вызванное беспределом угнетателей, сопровождалось ужасающими казнями восставших, сожжением сотен деревень, как Сеянтуз, продажей в крепостное рабство тысяч башкирских женщин и детей. Кстати, именно обрусевшие потомки тех башкир впоследствии стали Башкировами, Башкирцевами, Бурзянцевами, Уфимцевами.

Вся история национально-освободительной борьбы колониальных народов Азии и Африки осуществлялась под лозунгами национализма. Национализм этих народов проявлялся прежде всего в требовании реализации их естественного права на национальное самоопределение, уважении их языка, этнической истории, традиций и древней культуры. Это было проявлением государственного национализма борющихся за свободу и независимость народов. В своей борьбе эти сугубо национальные силы опирались на интернационализм прогрессивно мыслящих государственных деятелей и международной интеллигенции. В подтверждение своих рассуждений приведу цитаты из речей Махатмы Ганди и Индиры Ганди, получивших мировую известность:

«Интернационализм предполагает национализм – не узкий, эгоистичный, жадный дух, который часто проходит под именем национализма, но национализм, который, в то время как он настаивает на своей свободе и росте, будет презирать достижение их за счет других наций», – Махатма Ганди.

«Так же, как не может быть настоящей взаимной зависимости без независимости, настоящий интернационализм может быть заложен лишь на национализме, свободном от шовинизма», – Индира Ганди.

Суть национализма зачастую проявляется и в отстаивании обширных национальных интересов, хотя это зачастую закамуфлировано провозглашением лозунгов, прямо не связанных с национализмом. Подобный взгляд наиболее прямолинейно провозглашен писателем Джорджем Оруэллом:

«Национализм в широком смысле, в каком я употребляю это слово, включает в себя и такие движения и направления, как коммунизм, политический католицизм, сионизм, антисемитизм, троцкизм и пацифизм. Это необязательно означает верность какому-либо правительству или стране, еще менее обязательно — верность своей собственной стране, и даже не всегда обязательно, чтобы группы, в которые верит националист, существовали на самом деле. Вот несколько очевидных примеров: еврейство, ислам, христианство, пролетариат, белая раса — все это объекты страстных националистических чувств, но существование их можно серьезно оспаривать, и ни одному из этих понятий не дано определения, которое принималось бы всеми и повсеместно».

Не правда ли, достаточно любопытный взгляд на проблему национализма?

Как считают некоторые исследователи и государственные деятели, что отрицание национализма, неправомерно приравненного нацизму, породило такие современные явления, как глобализм, европеизм, универсализм, мультикультурализм. Вот как пишет об этом бывший президент Чехии Вацлав Клаус в своей статье «Почему я не «европеист»: «Эта интерпретация основана на утверждении, что трагедия той войны с ее десятками миллионов погибших была вызвана национализмом, связанным с национальным суверенитетом, вытекающим из вестфальского правового порядка. По мнению универсалистов, этот порядок сделал возможным развитие патологических социальных процессов в ряде стран, результатом чего и стала война. (Полвека спустя подобным образом трактовалась война в бывшей Югославии). Исходя из этой концепции, универсалисты строят свой порядок, цель которого — предотвратить войны, поставив международное право над правом национальных государств. Должен в определенной степени согласиться с утверждением В. Белоградского, который считает, что «европейские тоталитарные режимы были продуктом не ослепленных ненавистью националистов, как лгут нам идеологи европейского федеративного супергосударства, а надменности и экспансионизма крупных европейских наций».

И еще довольно симптоматично: В.В. Путин в 2008 году, выступая на совместной пресс-конференции с А.Меркель, заявил журналистам всего мира: «Д.А. Медведев - не меньший, в хорошем смысле слова, русский националист, чем я". Конечно, говоря о своем национализме, Владимир Путин имел в виду то, что он на международной арене защищал и будет защищать национальные интересы России.

Среди российской интеллигенции нет однозначного отношения к национализму. Имеются как ярые противники, так и защитники этого неоднозначного явления. Не говоря уже о том, что в России почти повсеместно наблюдается всплеск русского национализма, граничащего с великодержавным шовинизмом и ксенофобией. В этом отношении мне показались заслуживающим внимания высказывания известного российского кинорежиссера Андрея Кончаловского о национализме и отношении к нему, опубликованные в его интервью газете АиФ (АиФ, № 50, 2016 год). Вот что он говорит: «Не без участия ООН сегодня смешали понятия «нацизм» и «национализм». Национализм в своих конструктивных формах – это, прежде всего, служение своему народу, а не уничтожение других народов во имя своего. Принципиально различать нацизм, связанный с расовой ненавистью, и национализм, который говорит о любви к своей нации. Сегодня очень часто либеральные круги, особенно в Европейском союзе, в Брюсселе, говорят: «Националисты представляют опасность!» Но это все не более, чем штампы».

Конечно же, нужно различать национализм во имя своего народа, никак не отрицающего уважения к другим народам, от национализма вульгарного, бытового, унижающего человеческое достоинство по национальному признаку. С полной уверенностью утверждаю, что башкирскому национализму в лице башкирского национального движения не присуща зараза отрицания языка, традиций, культуры и иных национальных особенностей народов, веками живущих с башкирами бок о бок. 

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров
Комментарии



Контент