Общество

В Башкирии перезахоронили мусульманского святого

17:51 18 Июля 2016
Автор: Рамиль РАХМАТОВ
Все материалы автора

Накануне в Чишминском районе состоялся 12-ый сход мусульман республики под эгидой ЦДУМ России. В этом году мероприятие было приурочено к перезахоронению останков мусульманского просветителя Хусеин-бека. 

В Башкирии перезахоронили мусульманского святого

Миссионер из Средней Азии

В начале XIV века башкирский хан Борак обратился к правительству Туркестана Ахмеду Ясави с просьбой прислать им человека, который смог бы проповедовать ислам среди башкир. Ахмед Ясави-Хан незамедлительно послал в Башкортостан своего ученика Хусейн-бека. Важное духовное лицо, он устроился при ставке хана.

Когда Хусейн-бек достиг определенных успехов на миссионерском поприще, он предпринял путешествие в Мекку для совершения Хаджа. Из Мекки он вернулся с титулом «хаджи» – теперь он, Хаджи Хусейн-бек, становится имамом, духовным главой мусульман Башкирии.

Хусейн-бек до самой смерти находился при ставке хана и впоследствии захоронен на ханском кладбище «Ак-зиярат». Текст надмогильной плиты гласит:

«Справедливый в своих решениях Хусейн-бек
сын Омара-бека… из Туркестана,
покойного, боже мой, помилуй милостью
обширною, чти же его своим благодетелем.
Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца
четвертого, года семьсот сорокового».

(По христианскому летоисчислению 1339 года, 15 сентября).

Сохранилась фотография немного разрушенного мавзолея Хусейн-бека, сделанная известным археологом 60-80 гг. XIX века  Игнатьевым, судя по которой мавзолей имел прямоугольное основание с высоким восьмигранным куполом. В 1911 году по инициативе уфимского муфтия Султанова этот мавзолей был заново отстроен. В ходе реконструкции мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.

хазартик.JPG Ильдар-хазрат из Чишмов верит, что вместе с останками мусульманского святого вернулась божья милость

На благо науки

В 1985 году башкирский археолог Геннадий Гарустович произвел археологические раскопки внутри мавзолея Хусейн-бека и обнаружил девять захоронений: трех взрослых и шесть детских. Как полагают, центральное погребение принадлежало Хусейн-беку: он, как и остальные, лежал в гробу-табуте головой на запад, лицом на юг, Мекку.

поклонение.JPG Мавзолей Хусеин-бека в Чишминском районе

– Останки Хусеин-бека хранились в фондах нашего института. В свое время покойному ученому Ринату Мухаметовичу Юсупову пришла идея восстановить облик. Этим мы и занимались, то есть восстановлением облика человека по костям черепа по методу академика Герасимова. В итоге исследования и реконструкция показали, что надмогильная эпитафия соответствует действительности. Сам Хусеин-бек являлся представителем так называемого памиро-ферганского антропологического типа. Этот тип соответствует части населения Узбекистана и Таджикистана. С полной уверенностью можно сказать, что это был выходец из Средней Азии. Умер он приблизительно лет в 35, а женщина в усыпальнице уже представляет другой центральноазиатский монголоидный тип. Генетический материал показал, что дети являются потомками и мужчины, и женщины. То есть это была родовая усыпальница. Сейчас у нас остался материал для дальнейших генетических исследований. В отличии от Казани, где ничего кроме легенды не доказывает о принадлежности останков казанским ханам, мы имеем четкую принадлежность, – рассказал антрополог из Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Алексей Нечволода.


бек.JPG Хусеин-бек. Скульптура Алексея Нечвалоды


Компромисс науки и религии

 Стоявший у основ распространения ислама на Южном Урале Хусеин-бек был широко признан еще при жизни. Позже он стал почитаться башкирами как святой. При этом традиция его почитания не прерывалась, а шла из века в век. Сначала на наш институт вышли общественные организации, затем администрация Чишминского района и ЦДУМ России. После научного изучения и оформления необходимых документов все нюансы были решены и переданы останки Хусеин-бека местным властям. Сам мавзолей и захоронение находятся под охраной государства, – рассказал заведующий отделом археологии ИИЯЛ УНЦ РАН Владимир Овсянников.

Руководитель Чишминского района Флюр Уразметов вспомнил и о мистике с останками Хусеин-бека.

– Несколько лет назад в деревне Кара-Якупово меня спросил один из старожилов Кадыр Гильманов, когда мы вернем Хусеин-бека на его место. Он сказал, Всевышнему угодно, чтобы он вернулся к земле, с которой начался Ислам в Башкирии. Кадыр-абзый немного не дожил до нынешнего события, но ушел от нас, узнав, что аулия (святой) вернулся. Сколько было засух в республике, нашествий саранчи, но святой хранил нашу землю. У нас будут дожди, урожай, здесь начинаются ручьи и реки, вода дает жизни. Но это начало не только родников и рек, это, прежде всего, ручейки духовности нашего народа, – заметил глава района.

чтецы.JPG

Председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин на мероприятии в доме культуры

В районном Доме культуры прошел детско-юношеский конкурс чтецов Корана: в нем приняли участие 60 мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 16 лет. Все они получили памятные подарки и грамоты, а победителям вручил призы Шейх-уль-Ислам, председатель ЦДУМ России Талгат Сафа Таджуддин.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент