Общество

В Башкирии разгорелся скандал из-за реставрации церкви к приезду патриарха

19:40 03 Марта 2016 | Просмотры 10756
Автор: Ольга БЛАЖНОВА
Все материалы автора
В Башкирии разгорелся скандал из-за реставрации церкви к приезду патриарха

«В пожарном порядке, суете и спешке в многострадальной церкви начался якобы ремонт, в действительности являющийся ее дальнейшим разрушением и очередным уродованием, фактическим добиванием ее былого величия и великолепия», - такие обвинения в адрес православного духовенства Башкирии и Бирска, республиканского минкульта, бирской администрации и строителей выдвинул на днях краевед из Уфы Николай Исаев.

Мы побывали на «месте преступления» и, к слову, среди строителей не увидели ни одного «таджика или узбека» - именно гостей из этих республик краевед называет исполнителями подрядных работ по восстановлению церкви Бирского Свято-Троицкого женского монастыря. 

Увиденное на словах подтвердил и архитектор Нефтекамско-бирской епархии Ирик Давлетов. Он отметил, что на объекте трудятся местные ребята. Генподрядчиком является бирская фирма "ЛМ-строй", а субподрядчиком челябинская "Феникс". 

женский монастырь Бирск

(Вид Бирска 100-летней давности. Цель неизвестного фотографа - запечатлеть Михайло-Архангельский храм со стороны ул.Ленина.Тогда Б. Сибирской)

Но самое главное обвинение, прозвучавшее из уст краеведа, касается уничтожения старинных фресок, датируемых XIX веком. "Эти строители стали крушить и отбивать со стен старинную штукатурку вместе с сохранившейся на ней высокохудожественной росписью, наперегонки выламывать деревянные полы, не забыли и про окна - даешь пластик - это сейчас модно", - рассказывает Исаев.

Другое мнение у архитектора Давлетова. Он обратил наш взгляд на историю храма, согласно которой, все ценное уже давно было разрушено. Церковь была закрыта в 1937 году.

женский монастырь Бирск

(Михайло-Архангельский храм сто лет назад. Виден парк при нём, просматриваются скамеечки)

В советские годы часть звонницы была разрушена – помещение оборудовали под склад, и необходимо было расширить въезд внутрь для грузовых машин. Уже в это время сохранность старинных фресок была нарушена. В дальнейшем, когда церковь вернули прихожанам, они сами своими собственными силами восстанавливали роспись на стенах – об этом нам рассказал один из прихожан: «Моя мама собственными руками разрисовывала там стены».


К приезду Патриарха будет готово не все

Спонсором восстановительных работ, по словам архитектора, стал «БашСпирт». Общая стоимость оценивается ориентировочно на уровне 60 млн руб., но Ирек Давлетов полагает, что реальная стоимость будет ниже за счет жесткой экономии.

Нам подтвердили, что спешка в строительных работах действительно объясняется скорым приездом Патриарха Кирилла в Башкирию. В начале лета он посетит и женский монастырь в Бирске. Кстати, в 50-х годах прошлого столетия здесь действительно служил около года его дед. Василий Гундяев был зарегистрирован в качестве диакона приходской общины (копия справки об этом факте имеется в редакции).



женский монастырь Бирск

(Август 2015 года, фотограф Линар Бакиев)

Все работы к приезду патриарха завершить не успеют. По оценке архитектора епархии, будут закончены внутренние работы и фасад, но благоустройством территории займутся позже.

Краевед Николай Исаев, помимо прочего, обвиняет епархию в отсутствии проекта. Проект мы, в действительности, обнаружить не смогли. В минкульте с вопросом о существовании проекта нас отослали к председателю совета по государственно-межконфессиональным отношениям при Главе Башкирии Вячеславу Пяткову. Тот, в свою очередь, все вопросы по поводу проектной документации посоветовал задать епархии, а они - сослались на официальную публикацию, где говорится: "Работы ведутся квалифицированными специалистами. Оформление необходимой документации и смет ведется в плановом режиме".


Все, что ценно, будет сохранено

К слову, роспись, которую в епархии посчитали ценной, на стенах сохранилась – она укрыта полиэтиленом для защиты от строительного мусора и пыли. Эти изображения будут восстановлены, этим уже сейчас занимаются профессиональные художники из Уфы. Все церковные иконы хранятся на складе монастыря, а иконостас целиком вывезен в бирский кафедральный собор.

На другие обвинения Николая Исаева – уничтожение деревянного пола и решеток на окнах, ответили сами представители епархии в публикации на сайте: «Металлические оконные решетки после обработки будут возвращены на место; пол храма (из-за отсутствия средств на закупку чугунных плиток) будет обложен качественной терракотовой плиткой, что станет достойной заменой прогнившим доскам, и в целом храм обретет достойный вид».

«Мы возмущены этой скандальной историей! Где был этот краевед, когда храм стоял полуразрушенный, когда сквозь крышу внутрь попадала вода?», - эти слова можно услышать не только от Вячеслава Пяткова, тоже самое говорил архитектор епархии и один из прихожан, с которым нам удалось пообщаться.

«Сейчас епархия и строители обдумывают вопрос о предъявлении ему иска за клевету», - подвел итог нашему разговору Ирек Давлетов.

Николай Исаев в свою очередь задается вопросом: "А какую позицию во всей этой истории займет специально созданный нашим государством орган: отдел по сохранению недвижимого культурного наследия при Министерстве культуры РБ, в чью обязанность как раз и входит охрана архитектурных памятников от повреждения, изменения облика и интерьера, других действий, которые могут причинить вред?"

Меж тем источник в Минкультуры РБ сообщил LifeNews, что строителям было разрешено проведение небольшого ремонта, но те пошли дальше и начали капитальную отделку. По словам собеседника, изначально должен был быть разработан проект и пройдена экспертиза, но тогда бы церковь отремонтировать к лету не успели.


Мнение

Евгения Давыденко, руководитель факультета иконописи СПб Православного Института Религиоведения и Церковных Искусств, руководитель санкт-петербургской мастерской «Иконография»:

- Мне кажется, что восстанавливать и сохранять роспись такого уровня нет необходимости… Даже та роспись, которая датируется дореволюционными годами, была плохой сохранности и ценности не имеет. Местные просто перерисовывали картинки из книжек, исторической ценности такие рисунки не имеют, художественной – тоже. Для монастыря, когда он заработает в полную силу, лучше сделать новую роспись, которая будет отвечать потребностям прихожан.

Задача иконописца состоит не в механистическом повторении произведений предыдущих авторов, а в том, чтобы творчески осмыслить и художественно передать духовный опыт всей Православной Церкви.

[В фотогалерее представлены собственные фотографии ProUfu, а также фото из архива жителя Бирска Линара Бакиева, члена Совета ветеранов, ветерана военной службы, подполковника в отставке].




Читатель, а что ты думаешь по этому поводу?

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент