Общество

Уфимский режиссер Светлана Аюпова: «В театр приходят со своими царапинами»

13:47 13 Апреля 2015 | Просмотры 3383
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
В этом году в Уфе открылась студия  «Театр слова», в которой все желающие могут обучиться ораторскому мастерству, основам публичного выступления и общения.  
О  страхе сцены, театральном кризисе, Някрошюсе, Карнеги и работе сталкера рассказывает Светлана Аюпова, тренер студии «Театр слова», режиссер, создатель и руководитель  театра-студии «Alter ego».
Уфимский режиссер Светлана Аюпова: «В театр приходят со своими царапинами»
Фотографии Айдара Гимазова.

«В студию приходят люди, которые продолжают искать себя»

- Ваши тренинги по ораторскому мастерству и общению рассчитаны как на старшеклассников, так и на пенсионеров. А кто приходит к вам чаще всего?

- В студию приходят люди разных возрастов, действительно, от студентов до пенсионеров. Как правило, это те, кто все еще продолжает искать себя. Конечно,  к каждому из них необходим индивидуальный подход. На тренингах мы учимся говорить, формулировать мысль и доносить ее до окружающих.

1.jpg

Тренинги по ораторскому мастерству проходят в непринужденной и легкой атмосфере.

- А как вы относитесь к методам Дейла Карнеги, который учит нас добиваться своих целей при помощи манипуляций?

- Знаете, когда я впервые познакомилась с Карнеги, я поняла, что люди вокруг улыбаются мне только потому, что чего-то от меня хотят. Я долго отучала себя от этой мысли. Да, улыбка всегда работает. И есть пара простых приемов, которые могут расположить человека к себе. Но мне приятнее думать об этом как о соблюдении этикета. Когда ты начинаешь манипулировать, то кто-то начинает манипулировать тобой. Все закономерно.

3.jpg

Светлана Аюпова: "На своих тренингах я чувствую себя психотерапевтом". 

- Как вам пришла идея создания театра «Alter ego»?

- Нашему театру уже 18 лет. «Alter ego» - это, скорее, вынужденная необходимость. Я очень благодарна своему первому театральному педагогу Руфине Галеевне, с которой мы работали в пионерском театре «Горячие сердца». Она мне и дала шанс создать свой театр.

- Приходят с проблемами?

- В театр вообще не приходят без тараканов в голове. Это же не кружок кройки и шитья. Люди приходят к нам с какими-то внутренними царапинами.

 Те, у кого все в жизни сложилось благополучно, к нам не идут. Потому что театр – это всегда драма, конфликт. Есть и те, кого заставили прийти родители, к примеру, но мне интересно работать с теми, кто пришел по своему выбору. Для таких моя святая обязанность – работать сталкером.


«Уфа – абсолютно не театральный город»

- «Alter ego», «Мастерская театральных миниатюр имени Меня»… Уфа переживает новый театральный бум?

- Уфа – абсолютно не театральный город.

- Что вы имеете ввиду?

- Театральная жизнь в городе не определяется количеством больших красивых зданий. Она определяется активной театральной школой. Это когда в городе постоянно проходят театральные фестивали, мастер-классы, когда вокруг новых театральных проектов ведутся споры… У нас всего этого нет.

Да, у нас есть хорошие актеры, бывают интересные постановки. Но в Уфе очень инертная публика. Судите сами - какого бы уровня ни был спектакль, в конце принято хлопать стоя. С одной стороны, это приятно. С другой - чувствуешь всеядность зрителя. А когда человека все устраивает, это говорит о падении уровня культуры.

7.jpg

"Главное, что я хочу увидеть в своих подопечных - это уверенность в себе, в своих действиях и мыслях. Научиться говорить и уметь донести свою мысль до человека - это очень важно".

- От чего это зависит?

- Во-первых, от театральной школы. Я очень благодарна своим учителям, но я не могу сказать, что наша академия (Уфимская государственная академия искусств им. 

З. Исмагилова – прим. ред.) сейчас переживает подъем. Все те, у кого есть амбиции и возможности, едут в Москву, Питер или Екатеринбург. В прошлом году выбора не было вообще. На актерское отделение нормальным считается конкурс 50 человек на место, а у нас – один к одному.

Во-вторых, от степени обучения. Мало того, что Бог поцеловал тебя в макушку, надо еще и пахать.

К тому же дело в отсутствии знаний. Года два назад в Уфу приезжал легендарный режиссер Эймунтас Някрошюс (литовский театральный режиссер, руководитель театра «Мяно фортас»).

Пустой зал. Я привела на его спектакль своих ребят, лишь бы хоть как-то его заполнить. У нас о нем никто не знает. А в Европе, Москве, Питере люди скупают на него все билеты и стоят плотными рядами. Зато Баскова знают все. Окей.

Радостно, что хоть стали появляться молодые талантливые ребята в театральных студиях. Но ехать на фестивали они вынуждены за свой счет.

В сентябре мы прошли отбор на международном фестивале «Театр начинается» в Санкт-Петербурге. Заявлено было 150 театральных коллективов. Из них выбрали девять. Мы заняли первое место. Могли бы пойти и дальше, но, к сожалению, не всегда можем себе это позволить.

5.jpg

"Нынешняя театральная атмосфера в городе достаточно гнетущая. По разным причинам."

- А как часто ваши студенты реализуют себя в актерской профессии?

- Начнем с того, что мои ребята редко поступают в Уфимскую академию. Сразу едут в Петербург.

А те, кто остаются здесь… (задумавшись) по-разному бывает. Кому-то везет больше, кому-то меньше. Но общая атмосфера в городе достаточно гнетущая. Вроде и здания у нас красивые. И классику ставят, и что-то современное. Быть может, это межсезонье. Трудно сказать.

- Вернемся к «Театру слова». Что является главным результатом для вас на тренинге?

- Я рада, что у нас есть такой проект – студия «Театр слова». Он давно напрашивался. Это очень нужно и важно. Когда начинала здесь, была уверена, что ко мне придут люди, которым это надо для профессии: журналисты, бизнесмены, пиарщики…. На деле оказалось, что гораздо больше людей, которым это нужно в жизни. Это учителя, фотографы, студенты. Приходят те, кто боится сцены, людей, публики. Но на самом деле они боятся самих себя, несоответствия. А с какой стати вы должны кому-то или чему-то соответствовать?

Если на моих занятиях не происходит изменений, то для меня это удар ниже пояса. Когда ко мне приходят люди, и мы встаем в круг, все стоят, скрестив руки на груди, либо так, как будто им сейчас пенальти забьют. И это правильно. Мы все привыкли защищаться. К концу занятия у меня таких крестов быть не должно. Когда человек перешагивает через все эти барьеры, то я самый счастливый человек на свете!

2.jpg

 "К концу занятия скрещенных рук на груди быть не должно", - говорит Светлана Аюпова.

Гузель Резяпова.png

Гузель Резяпова, директор студии «Театр слова», о своем проекте:

- На наши тренинги приходят люди, которым важен не разовый мастер-класс, а отработка навыков, что требует больше времени. Также у людей в определенный момент жизни наступает такой момент, когда они понимают, что не реализовали себя до конца. Здесь у них есть такая возможность: в свой выходной день посвятить время самому себе. У нас на занятиях царит доброжелательная, творческая, радостная атмосфера, чему я рада и к чему я стремилась.

ДОСЬЕ

Светлана Аюпова.png

Светлана Аюпова

Режиссер, отличник образования РБ, создатель и руководитель театра-студии «Alter ego», лауреат Международных и Всероссийских фестивалей. Сотрудничала с НМТ, БГАДТ и т.д., поставила более 40 спектаклей.

Старший преподаватель кафедры актерского мастерства и режиссуры Уфимской государственной академии искусств, отличник образования РБ, преподаватель сценического движения и пластики, современного танца, аргентинского танго, этикета, истории театра, истории костюма, сценической речи и ораторского искусства. Проводит семинары и мастер-классы.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент