Общество

Уфимский краевед про публичный дом и «клубничку», старинные киндер-сюрпризы и родственников Чайковского

10:47 21 Июня 2016
Автор: Влада ШИПИЛОВА
Все материалы автора
Недавно состоялась презентация одного из томов альманаха «УФА: страницы истории». Его редактор – краевед и журналист Анатолий Чечуха – рассказал в интервью ProUfu.ru об интересных фактах. Выяснилось, что в Уфе жили родственники всемирно известного композитора Петра Чайковского. Возможно, именно здесь писался самый первый в истории СССР фантастический роман. Анатолий Львович развеял скандальные легенды о доме Костерина и рассказал, почему именно в Уфе располагается ЦДУМ России. Оказывается, башкирский мед далеко не случайно стал мировым брендом, а киндер-сюрприз делали еще в начале 20 века.
Уфимский краевед про публичный дом и «клубничку», старинные киндер-сюрпризы и родственников Чайковского
Вахмянинская баня, 1950-е. Фото предоставлено Анатолием Чечухой

- Анатолий Львович, вы были редактором и одним из авторов двухтомного альманаха«УФА: страницы истории». Расскажите, какие интересные факты узнали, работая над книгой?

- К примеру, я занимался историей давно снесенного дома на Свердлова между Аксакова и Гоголя. Оказалось, что там жила родная сестра композитора Петра Ильича Чайковского по отцу Зинаида Ольховская. Она вышла замуж за уральского инженера. Сначала жили в Златоусте, потом переехали в Уфу. Состояла членом попечительского комитета о бедных. Похоронена Ольховская в Уфе, на территории нынешнего Уфимского юридического института МВД. Там раньше располагался мужской монастырь и было монастырское кладбище.

Кстати, в уфимском доме Ольховских находился оркестрион (механический инструмент, приспособленных для имитации звучания оркестра. Инструмент имел вид шкафа, внутри которого был помещен пружинный или пневматический механизм, который при вбрасывании монеты приводился в действие. Расположение струн или труб инструмента было подобрано таким образом, чтобы при работе механизма звучали определенные музыкальные произведения. Особую популярность инструмент приобрёл в 1920-е годы в Германии. Позднее оркестрион был вытеснен проигрывателями граммофонных пластинок – прим. ред.), который в детстве слушал Петр Чайковский. Отец композитора отдал инструмент в числе приданого Зинаиды. Так оркестрион оказался в Уфе.

Что самое интересное, позже дом купило у Ольховских семейство Итиных, у которых был сын Вивиан Азарьевич Итин, русский советский писатель. Считается, что именно он написал самый первый фантастический роман в Советском Союзе - «Страна Гонгури». Начинал рукопись в 1914-1915 годах в Петербурге в студенческие годы. Относил читать роман к Максиму Горькому, который произведение похвалил. После Гражданской войны в 1927 году Итин его несколько изменил и опубликовал.

3. Большая Казанская 1900е.jpg

Большая Казанская улица (Октябрьской Революции). 1900-е. Фото предоставлено Анатолием Чечухой

- Как вы добываете такие сведения? Из архивов?

- И из адресных книг. Самая старая составлена по переписи 1879 года.

Обычно очень много сведений можно почерпнуть из газетных фельетонов. Когда случается что-нибудь негативное, сразу начинают об этом писать. Так было в царское, в советское время, так есть и сейчас. В этих фельетонах сплошной сарказм. Вот, к примеру, в одной газете высмеивалось нарушение правил гигиены. Сидят тетки в Нижегородке, вокруг них гора карамелек и фантиков, вручную заворачивают конфеты. Рядом маленькие дети. Женщины их моют, а потом снова берутся за работу.

- Как и в каком направлении развивалась Уфа, начиная от конца 19 – начала 20 века?

- Уфа начиналась с места нынешнего Монумента Дружбы. На самых первых фотографиях 1860-х годов запечатлен район Спасской церкви (улица Новомостовая и Октябрьской Революции). По фотографиям можно проследить, как с годами центр города перемещался к улице Ленина, тогда она называлась Базилевской. Еще в начале 19 века улица Ленина тогда была просто полем, на котором пасся скот.

2.базар и Гостиный двор.1887.jpg

Уфимский базар и Гостиный двор. Вид со стороны нынешней улицы Коммунистической. 1887 г. Фото предоставлено Анатолием Чечухой

Кстати, это было особенностью Уфы до 50-х годов прошлого века. По улицам ходил скот. Поэтому все уфимские склоны были чистые – деревья и кустарники выедали козы. Городская власть принимала множество постановлений против свободного выпаса скотины, но ничего не помогало. Хозяин выпустит с утра козу, она сама себе корм добывает.

В 1900 году, когда в Уфе заложили аллею (нынешнюю Софьюшкину, названную в честь жены губернатора Софьи Аксаковой - инициатора основания первого паркового сада в нашем городе), её огородили, а на входе поставили вертушки-турникеты. Только поэтому аллея сохранилась до сегодняшнего дня.

- Изначально Уфа была городом в основном с русским населением. Как получилось так, что именно в Уфе сегодня располагается центр Духовного управления мусульман России?

- Один из знакомых семейства Аксаковых сенатор Дмитрий Мертваго предложил императрице организовать в Уфе, тогда еще входившей в Оренбургскую губернию, главный мусульманский центр России. В губернии, не в городе, проживало в основном мусульманское население. Так в 1788 году образовалось Оренбургское магометанское духовное собрание – нынешнее ЦДУМ. Была построена первая соборная мечеть на Тукаева.

1. фроловскаяМечеть, Воскресенский собор и Ильинская церковь 1887г..jpg

Улица Фроловская (ныне Тукаева). Видны 1-я соборная мечеть, Воскресенский собор и Ильинская церковь. 1887 г. Фото предоставлено Анатолием Чечухой

- В одну из книг «Уфа: страницы истории» включено описание 24-х уфимских особняков. Чей особняк был самым роскошным? Сколько из них сохранилось сегодня?

- На сегодняшний день список выявленных особняков включает 400 штук. Утвержденных как памятники истории и культуры – около 200. Снесенных очень много. В том числе есть шедевры.

Одним из самых красивых был дом архиерея на месте Белого дома. Его снесли в 1973 году. Там размещалась детская больница. Вокруг нынешнего парка Матросова был целый архитектурный ансамбль: духовная семинария, где сейчас министерство внешнеэкономических связей, дом губернатора – министерство здравоохранения, мужская гимназия – медицинский университет. Здания начала 19 века построены в стиле классицизма. Дом губернатора пострадал при неоправданных реконструкциях.

Особняк Костерина стоит до сих пор – это Башкортостанская таможня.

Одно из старейших сооружений в Уфе – казармы внутренней стражи на улице Карла Маркса, построенные в имперском стиле времен императора Александра Первого. Когда император в 1824 году приезжал в Уфу, тогда родилась идея построить там казармы. Сейчас они стали полубесхозными. Между тем эти здания можно было бы отреставрировать и разместить там даже торговый центр.

- Кстати, о сохранении культурного и архитектурного наследия. Все ли старые деревянные дома стоит сохранять?

- Возникает проблема их поддержания, а это проблема финансирования. Я недавно был в Омске. Идешь, обычный деревянный дом, а в нем кафе. Люди сидят, пьют кофе, пиво. Зимой там тепло, летом – прохладно. Нужно сохранять не дома, а зоны, чтобы сделать город туристически привлекательным. Когда сохраняется целая улица, как, к примеру, Гоголя или Октябрьской Революции, частично Коммунистическая, складывается совершенно другое впечатление. Если их выборочно будут сносить, ничего хорошего не получится. У нас почему-то считается, что в центре должны быть построены высотки и стоять сотни тысяч машин.

- Чем примечательна Вахмянинская баня, о судьбе которой идет много споров? Правда ли, что там мылся в молодости Федор Шаляпин?

- Скорее всего, ее еще не было в то время, когда в Уфе был Шаляпин. Это просто легенда. Вахмянинская баня – это каменное, красивое здание. Ее просто жалко. По мнению многих, она мешает расширять дорогу.

- Поговорим о мифах и легендах в истории Уфы. Какой миф вы бы хотели опровергнуть?

- Когда мне говорят, давайте, наконец, докажем, что дом Костерина не был публичным домом, я говорю: «А зачем? Народу нравится «клубничка». Большинство рассуждает так: раз на стене маскарон (скульптурное украшение здания в форме головы человека или животного анфас – прим. ред.) женщины, значит, публичный дом. Сколько должна зарабатывать публичная женщина, чтобы содержать такой дом в центре города, аренда которого исчислялась тысячами? К тому же я очень сильно сомневаюсь, что Павел Иванович Костерин, богатейший купец, жил в публичном доме. Все комнаты там построены анфиладой (комнаты соединяет общий коридор), что, конечно, не подходит для публичного дома.

Дома терпимости  «Камалейкины дома», по имени их владельца Камалетдина Ибатуллина,  располагались на углу нынешних улиц Мингажева и Революционной, где сейчас находятся общежития УГАТУ. Это были двухэтажные деревянные строения, которые простояли до второй половины 70-х годов. 

5. Камалейкины дома, 1970е.jpg

Камалейкины дома. 1970-е. Фото предоставлено Анатолием Чечухой


- Откуда пошла такая легенда о доме Костерина?

- Заслуженный краевед Валентина Александровна Воеводина говорила, что об этом ей рассказывал Николай Николаевич Барсов – краевед и статистик. Он помнил абсолютно все по истории Уфы. Был большим шутником. Говорил, я не краевед, я рассказываю анекдоты по истории Уфы. Вполне возможно, что Барсов так пошутил, а может, сказал, что там было публичное место. По словарю Даля раньше под публичным домом понималось любое присутственное место. По одной из версий, на первом этаже дома располагалась хлебная биржа.

На маскароне изображено женское личико. Судя по всему, это жена Костерина Екатерина. Я видел портрет ее отца – тот же греческий нос, что и на женском изображении. К тому же если купец вложил огромные деньги в особняк, то неужели он не увековечит собственную супругу. Кстати, дом построен примерно в 1913 году, а сам Костерин скоропостижно скончался уже в 1914 году. Его семья жила там вплоть до революции.

- А что по поводу башкирского меда? Есть ли в истории Уфы факты, объясняющие его мировую известность?

- В Татарии не понимают, ведь их мед нисколько не хуже башкирского. Однако башкирский берут, татарский не берут. Липы те же самые. Оказывается, был такой купец Илья Алексеев, который додумался завернуть мед в целлофан и заказал жестяные коробочки с надписью «Уфимский мед». Коробочки отправил на экспорт. А далее - парижская выставка, медаль. С тех пор башкирский мед стал брендом.

Целая книга написана по истории этого семейства – «Пляска Святого Витта». Кстати, сын Алексеева, бывший революционером, в 20-е годы начал делать конфетные бомбы. Они были полыми с сюрпризами внутри. По сути, тот же самый киндер-сюрприз.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент