Общество

Уфимская поэтесса Марианна Плотникова: «Поэтов много, да стихи у них одинаковые»

11:28 13 Октября 2015
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
Уфимская поэтесса Марианна Плотникова: «Поэтов много, да стихи у них одинаковые»
Марианна Плотникова на одном из своих выступлений. Фото geometria.ru

если бы жизнь была
бутылкой сухого красного
трезво мыслить
становилось сложнее с годами
с опытом просыпалась романтика
желание делать глупости
и лишь перед смертью мучила
экзистенциальная тошнота

если бы жизнь была
батареей центрального отопления
все бы верили в бога
великого жкх
молились ему и пророку
слесарю хабибулину
или не верили вовсе
главное все понимали бы —
от нас ничего не зависит

Это строчки из стихотворения Марианны Плотниковой, одной из самых ярких представительниц женской поэзии республики и страны. Хрупкая 31-летняя блондинка - поэтесса не из робкого десятка: ее поэзию часто ругают за излишнюю откровенность и даже эротичность. Между тем Плотниковой одной из немногих удалось попасть в список лауреатов престижных всероссийских литературных премий. О критике, эпатаже, стереотипах и новом «формате» популярных сегодня поэтов Марианна рассказала в интервью ProUfu.ru.


«Критику пропускаю мимо ушей – мне скрывать нечего»

- Марианна, будем честны, к поэтам нынче мало прислушиваются. Часто сталкиваетесь с предвзятым к себе отношением?

- С предвзятым как к поэту? Ну, бывает, некоторые думают, мол, это профессия такая — сидеть писать стихи и более ничего не делать. Но у меня есть и земные обязанности, вполне обычная работа и быт, с виду и не скажешь, что это поэт пришел ребенка из школы забирать, а не бухгалтер, к примеру. На улице узнают редко, поэтому живу спокойно.

- Ваше творчество называют скандальным, выступления – чересчур провокационными. Как относитесь к критике и насколько «неудобно» быть женским поэтом в республике?

- Это почему женским? Меня больше мужчины читают. Правда-правда. К критике отношусь спокойно, а точнее пропускаю мимо ушей. Это, наверное, звучит самоуверенно, но так и должно быть. Вполне достаточно собственных сомнений в процессе написания стихов, чужие сомнения ни к чему. Не нравится — не слушайте. Но нет, это работает как магнит (скандалы и проч.) — всех так и тянет порыться в чужом грязном белье, обсудить. Я не то чтобы сильно брезглива, но гигиену уважаю. Поэтому предпочитаю полную открытость: если белье — то постиранное, а иначе уж лучше без — нате, глядите, мне нечего скрывать.

- В ваших стихотворениях есть место мату и откровенной эротике. Как вам удается не выходить за рамки пошлости и вульгарности? Цензуру определяет общество? Или каждый решает сам?

- В вопросах пошлости и вульгарности все решает наличие-отсутствие пресловутого хорошего вкуса. Впрочем, он вырабатывается — для этого существует огромная база классики (в том числе и той, что недавно была современностью, но уже заслужила свой такой статус) в литературе, искусстве, музыке… А цензура лишь средство манипуляции сознанием масс. У нас в Уфе в прошлом году было даже мероприятие на тему с аналогичным названием. Ну, как ответ на законы, запретившие использование определенной лексики со сцены и так далее.

- Трудно ли быть русским поэтом в Башкирии?

Марианна Плотникова

Поэтом быть не более и не менее сложно, чем человеком. Причем в любых условиях.


«Изобилие Бродского вокруг меня смущает»

- Накануне в Уфе впервые прошел всероссийский литературный фестиваль «Горящая гора», в котором приняли участие лучшие писатели страны. Какие впечатления у вас от фестиваля? И как встретили столичную публику в Башкирии?

- Впечатлений много, пока даже все не уложились. Спасибо организаторам, что решились. Считаю, что это очень важное и великое дело. Надеюсь, что фестиваль не зачахнет. Конечно, есть над чем работать в плане организации, и я надеюсь в этом помочь в дальнейшем. В этом году я тоже курировала один из блоков — издание и презентацию альманаха наших молодых поэтов «Уфимский полуостров». Но привлечь много народу даже при активной рекламе редко удается. А жаль. Буквально через пару дней Фэйсбук заполонили восторженные рассказы нашей «илиты» — все побежали марафон. Или просто рядом побежали. ЗОЖ стал настолько популярен, что начал способствовать вытеснению иных ценностей (но не будем про Третий рейх и прочих последователей культа тела, это многоуважаемые сограждане сами пусть погуглят). К слову, никто из активно бегающих, прыгающих и демонстрирующих идеал выносливости на мероприятиях литературного фестиваля замечен не был, хотя это было для Башкирии беспрецедентно и крайне интересно: мастер-классы, лекции, видеолекции и так далее. А литературные гости из столиц и других городов явно были довольны нашим гостеприимством, и это не может не радовать.

Марианна Плотникова

- Вы уже год как в Союзе писателей РБ. Изменилось ли к вам отношение коллег по цеху? Чаще ли стали публиковать в башкирских издательствах?

- В «Бельских просторах» меня публикуют с завидной регулярностью. И вот предложили на сайте БСТ публиковать стихи в специальном разделе «Литературная гостиная». В нашем единственном госиздательстве по-прежнему публиковаться не предлагают. Впрочем, я и не старалась, хочется новую книгу, конечно, но очередного балагана с ее утверждением не хочется больше.

- Года три назад в Уфе регулярно проходили литературные встречи, поэтические слэмы, сейчас их количество заметно поубавилось. С чем это связано?

Марианна Плотникова

- Нас мало, тех, кто активно занимается на чистом энтузиазме организацией литературных мероприятий в Уфе. Просто сложно физически, а новых активистов что-то не особо появляется.

- Легко ли найти своего зрителя современному поэту?

- Зрителя найти можно всегда. Благодаря Интернету можно собрать армию фанатов. Но надо понимать, что цель всегда одна, как и правда — либо ты стихи пишешь, либо фанатов собираешь. Либо ты работаешь на массы нацеленно, либо у тебя не будет масс, по крайней мере так вот сразу. Постепенно наберется аудитория, но она никогда не сравнится с аудиторией миленьких мальчиков-соплежуев (это сейчас самый популярный формат «поэта», хотя девочки тоже попадаются, но стихи у всех одинаковые и к поэзии отношения не имеют).

- Блок, Есенин… а кто за ними? Кого вы бы назвали поэтом нового поколения России? И насколько необходимы эти люди современному обществу?

Марианна Плотникова

- За ними, конечно, есть. Сейчас популярен Бродский, хотя меня немного смущает его нынешнее изобилие, ну, как бы стали забывать других. Известный автор его биографии Лев Лосев сам по себе потрясающий поэт, например. И сейчас есть немало имен, но вряд ли можно выделить одно, это лишь время сделать сможет. Я вот паблик веду (http://vk.com/everyday_poetry), где публикую, помимо своих стихов, еженедельно стихи классика или современника. Рекомендую всем желающим просмотреть там как минимум воскресные посты с этими стихами — вот и будут те самые имена.

- В одном из интервью вы признались, что ваш эпатаж часто отпугивает мужчин. С чем это связано, как вы считаете?

- Он и притягивает, и отпугивает, как все чрезмерно яркое. Солнце греет издалека, вблизи оно испепелит любого.

- Вы воспитываете сына. Как вам удается совмещать работу, творческую деятельность и семью?

- С трудом, если честно. Мне кажется, я неважная мать и зарабатываю не бог весть… Однако я умудряюсь, да. Не сказала бы, что мой ребенок испытывает лишения…. Ах, да, еще я мало сплю, не таскаюсь по магазинам, не хожу в салоны красоты и прочие приюты усталой домохозяйки, слежу за собой в меру сил дома. Фитнес – уборка. Пауэрлифтинг – принести пакеты из магазина. Активные игры в виде щекотки и боя подушками с ребенком. Ну и любовь, конечно, тоже помогает держать себя в форме. Освободившееся время и деньги можно потратить на творчество, интеллектуальные игры и встречи с друзьями. Например, в любимой галерее актуального искусства, где я позволяю себе расслабиться и насладиться нездоровым образом жизни в кругу людей, которые меня понимают.

Марианна Плотникова

- Какой вы видите женщину? В чем заключается ее роль в современном обществе?

- Я против стереотипов и раздачи ролей в обществе. Тем более по половым признакам. Впрочем, я могу сформулировать общечеловеческую, на мой взгляд, задачу — быть (или точнее — стать, потому что никто таковым не рождается) личностью. То есть иметь и развивать свой собственный, уникальный внутренний мир.

- Как вы считаете, изменилась ли роль поэта сегодня? В чем его главная миссия?

- Задача поэта — нести поэзию. Думаю, это всегда. А она уже в свою очередь приносит что-то в жизнь других людей, меняет их и меняет мир. Или нам, поэтам, так только кажется? Но эта слепая вера в силу искусства — та, которую мы выбрали, и не думаю, что она хуже любой другой.

Досье

Марианна Плотникова родилась 29 января 1984 года в Уфе. Закончила Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. Поэт, дизайнер. Публиковалась в литературных журналах «Урал», «Новая юность», «Бельские просторы», «Волга», «Новая реальность», «После 12», альманахе «Графит», «Поэтическом путеводителе по городам „Культурного альянса“», в интернет-изданиях «Точка зрения», литературное сообщество «Пиитер» и других. Автор моноспектакля «Снизу вверх» и др. 

Лауреат премии «Поэтический дебют» журнала «Новая юность», лауреат премии журнала «Бельские просторы» в номинации «Поэзия», лонг-лист премии ЛитературРентген, премии «П», полуфиналист независимой литературной премии «Дебют», победительница поэтических слэмов Уфы и Башкирии.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент