Общество

Как в Уфе строили железную дорогу

8:00 21 Апреля 2015 | Просмотры 2315
Автор: Денис МЕЛЬНИКОВ
Все материалы автора
Увидев фото нашей железнодорожной ветки, Николай II послал в Уфу личного фотографа.
Как в Уфе строили железную дорогу
Встреча Николая II на уфимском вокзале. Фотоателье Е. Капита
8 сентября 1888 года произошло знаменательное для Уфы событие, в наше время, увы, почти забытое. Министр путей сообщения адмирал Констан¬тин Посьет перерезал трехцветную ленточку перед мостом через Белую, и в Уфу прибыл первый поезд. Об этом в своей статье «Глядя на старое фото», опубликованной в книге «Уфа: страницы истории. Книга вторая», рассказал Анатолий Чечуха.

  Впрочем, история появления в нашем городе железной дороги начинается на 20 лет раньше, когда в 1868 году уфимская общественность обратилась в правительство с просьбой о строительстве пути через Уфу. Решение о строительстве пути принималось необычайно долго и увидело свет в 1885 году.  

Строительство дороги было трудным. Сразу за Белой путь приходилось прокладывать, срезая гору, а на повороте к деревне Черниковке пришлось убрать целый холм, вставший на пути. Даже по нынешним временам объем взрывных работ, выполненных на самом сложном участке пути до Златоуста – на перегоне от деревни Яхино (Яхья нынешнего Салаватского района РБ) до станции Вязовая был весьма впечатляющим.  
Железка2.jpg
Открытие моста через Белую, 8 сентября 1888 года.
  О высоком качестве построенных железной дороги и моста сохранилась газетная заметка из №44 журнала «Нива» за 1888 год: «Мост начат во второй половине 1886 г., все опоры были готовы осенью 1887 г. Мост через Белую... построен контрагентом моста инженером В.И. Березиным... Он же строит мост через Уфу. Проекты железного строения мостов через Белую и Уфу составлены проф. Н.А. Белелюбским с участием инж. Богуславского Сварочное железо Боткинского завода для мостов Самаро-Уфимской железной дороги по многочисленным испытаниям оказалось высокого качества».  

Фотография железнодорожной колеи, петляющей среди уральских гор, попала однажды и в руки самого императора Николая II. Незадолго до этого, в 1904 году, он уже приезжал в Уфу на поезде, но визит вышел неудачным – в самый разгар встречи прямо на глазах прибывших высоких гостей рухнула от тяжести людей крыша близстоящего здания. Расстроенный Николай Александрович вернулся в вагон и поехал дальше.  

Но государь не забыл своего желания увидеть наш город, и в 1910 году к уфимскому вокзалу подъехал синий пульмановский вагон-лаборатория председателя фотографической секции Русского императорского технологического общества С.М. Прокудина-Горского. Сергей Михайлович прибыл в Уфу с важным поручением от царя – запечатлеть Уфу на фотоснимках. Фотограф выполнил поручение государя блестяще, и в январе 1911 года, во время очередного просмотра работ фотографа, Николай II «побывал» в Уфе, не выходя из дворца. Еще в тот день императору были представлены снимки Златоуста и башкирской деревни Яхья.  

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент