Общество

Риза Фахретдинов: муфтий, просветитель, историк

15:38 29 Апреля 2016
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора
Риза Фахретдинов: муфтий, просветитель, историк

Происхождение и ранние годы

Ризаитдин Фахретдинов родился 4 января 1859 года в ауле Кичучат Бугульминского уезда Самарской губернии. Сейчас это Альметьевский район Республики Татарстан, а тогда — территория 23-го кантона Башкирского войска. Жители Кичучата были по происхождению башкирами рода Юрми, но в социальном отношении уже со второй половины XVIII века состояли в сословии тептярей, т.е. крестьян – арендаторов земель башкир-вотчинников. Тем не менее в официальных документах (паспорт, анкеты личного дела и др.) Риза Фахретдинов всегда причислял себя к башкирам. Сохранился «Список членов мусульманской общины при 1-й соборной мечети г. Уфы», в котором все 8 человек семьи Фахретдиновых за личной подписью каждого из них значатся башкирами.

Еще будучи шакирдом медресе Риза Фахретдинов задумался над вопросом реформы мусульманского образования. Его не устраивали отсталые формы обучения, при которых 20-летняя учеба сводилась к штудированию Корана и 6-7 книг богословского содержания. Именно поэтому становление будущего ученого проходило не в рамках учебной программы медресе, а путем самообразования. Его пытливый ум за годы учебы и службы в качестве кадия (шариатский судья) Духовного собрания мусульман России вобрал в себя энциклопедический объем знаний.

Риза Фахреддинов 2.jpg


Первый уфимский период

В 1890 году Ризаитдин Фахретдинов, бывший к тому времени прославленным мударрисом (преподавателем) медресе, да к тому же автором пяти сочинений на религиозную тематику, был вызван в Уфу муфтием Мухаммедъяром Султановым. Последний, происходя из башкирских дворян, служил в чертежной командующего Башкирским войском, затем был начальником 20-го и 7-го башкирских кантонов, в чине поручика вышел в отставку и в 1885 году был назначен муфтием. Не имея духовного образования, он нуждался в людях, могущих компенсировать этот недостаток. Его выбор останавливается на Фахретдинове, и тот становится одним из двух кадиев. Однако основную часть своего времени он посвящает литературной деятельности, пишет произведения не только религиозно-дидактического, но и художественного характера. Особенно ценным считается его сборник биографических очерков «Асар», посвященный различным мусульманским деятелям Урало-Поволжья. Асма Шараф, дочь нашего героя, вспоминает:

«...В Уфе отец по-настоящему занялся научной работой, которая заняла всю его жизнь. Книги, написанные им в Уфе, постоянно издавались в Казани. Например “Тарбияле анна”, “Тарбияле хатын”, “Сагит”, “Шакертлек адабе”, “Насихат” в нескольких томах, “Салима”, “Асма”, “Асар” и другие. Многие из них переиздавались по несколько раз...»

В статье польского журналиста, опубликованной в «Уфимских губернских ведомостях», Риза Фахретдинов был назван «лучшим из башкирских писателей-прозаиков», а его сочинения названы «блестящей сатирой на предрассудки башкуртов и татар». В этот период он тесно общается с башкирским писателем и просветителем Мухаммед-Салимом Уметбаевым, также работавшим в Духовном управлении мусульман. Во время одного меджлиса в доме муфтия Султанова он становится свидетелем поэтического поединка между Уметбаевым и другим башкирским поэтом Мифтахетдином Акмуллой. Несмотря на свой рационализм, Риза Фахретдинов часто посещает в Троицке (ныне г. Троицк Челябинской области) выдающегося суфийского шейха Зайнуллу Расулева, который парадоксальным образом соединял в себе исламский мистицизм и светский рационализм. Его медресе «Расулиййа» было едва ли не лучшим мусульманским заведением России, которое для Фахретдинова стало образцом гармоничного синтеза многовековой традиции и современных светских наук.

Риза Фахреддинов.jpg


Оренбургский период

В 1908 году известный золотопромышленник и меценат Закир Рамеев начал издавать в Оренбурге первый в России журнал на языке тюрки под названием «Шура» («Совет»). На должность главного редактора был приглашен Риза Фахретдинов. Новое издание стало полюсом культурной жизни мусульман Урало-Поволжья на целых 10 лет. Журнал часто подвергался критике за концептуальную эклектичность. Однако в этом заключалась и сильная сторона издания, ибо широкий спектр тем позволял ориентироваться на вкусы максимально возможной читательской аудитории. Ныне выпуски «Шура» являются важным источником по истории культурной жизни мусульман Урало-Поволжья начала XX века.

В 1908 году Ризу Фахретдинова посещает молодой А.-З. Валидов, будущий основатель Башкирской Республики. «В этом году в Оренбурге стал выходить журнал “Шура” под руководством выдающегося ученого Ризаэддина Фахреддина, — пишет он в своих «Воспоминаниях». — Он принял меня как взрослого... Я поведал ему о своих колебаниях — учиться ли мне в русской школе или отправиться в Сирию. Он посоветовал остаться в своей стране...» Совет оказался провидческим.

Революция

Наступил роковой 17-й год... Мусульманское обновленчество (джадидизм), за которое ратовал Риза Фахретдинов, могло быть осуществлено лишь эволюционным путем и мирным способом. Поэтому, когда началась революция, тюрко-мусульманские реформаторы были сметены в сторону страшным взрывом насилия, прокатившегося по России. На этот вызов истории сумели дать ответ лишь Ахмед-Заки Валиди и его соратники, осознавшие, что на насилие нужно ответить адекватным насилием и защитить народ от красного террора. В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся учредительный курултай башкирского народа, на котором Риза Фахретдинов и его сын Абдрахман были избраны членами Башкирского предпарламента. Однако захват большевиками Оренбурга и арест Башкирского правительства в начале 1918 года положил конец его многолетней деятельности в качестве редактора журнала «Шура».

Снова Уфа

В 1922 году Ризаитдин Фахретдинов был избран муфтием Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири. Он возглавил организацию в самый тяжелый для нее момент истории. Начинается повальное закрытие медресе и мечетей, аресты мулл и имамов. Тем не менее в 1926 году правительство отправляет муфтия страны Советов на Всемирный мусульманский конгресс. По пути в Мекку Риза Фахретдинов останавливается в Стамбуле, где происходит его последняя встреча с «отцом» Башкирской Республики. Вот как ее описал в «Воспоминаниях» сам А.-З. Валиди: «Ризаэддин Фахреддин в 1926 году по пути в хадж останавливался в Стамбуле и жил в гостинице “Саматья”. Он вспоминал о нашем разговоре в Оренбурге в 1908 году и своем совете учиться на русском языке. “Было бы очень жаль, если бы вы тогда не остались в России, сказал он. Ибо, если бы вы тогда отправились в Сирию, не смогли бы выполнить ту историческую миссию, которую совершили в годы революции среди восточных тюрков…”»

В последующие годы и вплоть до смерти в 1936 году он занимается историей. Его талант историка в полной мере раскрылся в сочинении «Булгарские и казанские тюрки», которое было написано уже в 30-х годах и не публиковалось при жизни автора. Для Ризы Фахретдинова история Булгарии является самой любимой и сокровенной темой изысканий, отрадой души, тосковавшей по утраченному прошлому народа. Волго-Камская Булгария, по Фахретдинову, — это исток всей мусульманской цивилизации Урало-Поволжья, этническая колыбель казанских тюрков, башкир, мишарей, тептярей и чуваш. Он отрицает татарскую идентичность поволжских мусульман, начавшую складываться в начале XX века, ибо ассоциацию потомков булгар с монгольскими завоевателями — разрушителями Аббасидского халифата и Волжской Булгарии — считал грубейшей исторической ошибкой.

С тех пор минуло 70 лет забвения и беспамятства. Глядя на рукописные книги Ризы Фахретдинова, которые он писал в трагические 20-е и 30-е годы, нельзя не поймать себя на мысли, что автором этих строк двигала надежда. Надежда, что его произведения когда-нибудь прочтут благодарные потомки.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент