Общество

Муфтий Москвы рассказал об Исламе в России и Башкирии

14:36 20 Октября 2016
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора

Муфтий Москвы, руководитель Рабочей группы по противодействию псевдорелигиозному экстремизму Общественной Палаты РФ Альбир хазрат Крганов пообщался с нашим корреспондентом и рассказал о тенденциях в исламской умме страны, о традициях ислама в Башкирии. 

Муфтий Москвы рассказал об Исламе в России и Башкирии

- Альбир-хазрат, какие главные угрозы Вы сейчас видите для Ислама в нашей стране?

- Дело в том, что в последние десятилетия идет активная идеологическая интервенция чуждых для мусульман нашей страны воззрений. Для этого информационного давления используется религия Ислама, но фактически протаскиваются радикальные экстремистские идеи, угрожающие правам граждан и безопасности страны. 

По сути, реализуется под псевдорелигиозным прикрытием глобальный проект по дискредитации Ислама и разрушения основ государственной и общественной жизни. В доказательство можно привести попытку популяризации некоторых трудов весьма противоречивых и сложных исторических фигур, а именно исламских реформаторов прошлого столетия. Идет системная стратегическая работа по переформатированию мысли и воззрений мусульман страны. Их пособники находятся не только в среде неопытной молодежи, но и таковыми являются и некоторые религиозные деятели, которые, прикрываясь патриотической риторикой, создают препятствия для нормального процесса возрождения и развития традиционного для России Ислама. От этих людей исходят лозунги о необходимости отказа от понятия «традиционный ислам», от понятия богословских школ (мазхабов), от идей суфизма и так далее. 

Нам настойчиво предлагалось унифицировать ислам под модель известных мусульманских стран, полностью отказавшись от всего нашего национального, исторически сложившегося, прочно вошедшего в образ и традиции народной жизни. Вот почему возникла необходимость собрать в Грозном авторитетную богословскую конференцию с определенными задачами, которые, в первую очередь, волнуют мусульман нашей страны.

- Если говорить о суфизме, традиционном Исламе, богословских школах, то сразу на ум приходит так называемая «Грозненская фетва». Ваше отношение к этому документу?

- Исламская богословская конференция, проходившая в Чеченской Республике, стала беспрецедентной по своему масштабу и представительству религиозным форумом в новейшей истории России. В этом мероприятии принимали участие всемирно известные богословы и ученые исламского мира, арабских стран, СНГ, муфтии России. Хочу заметить, что идея проведения данной конференции обсуждалась на протяжении нескольких лет, многие пришли к выводу о необходимости разъяснения сути, что мы имеем в виду, используя словосочетание «традиционный ислам».

Ранее мы провели четыре конференции по проблемам развития традиционного ислама. Таким образом, до проведения конференции в Грозном была проделана значительная работа.

Следует отметить, что «Грозненская фетва» - это внутренний документ для мусульман России, в котором классическими последователями «Ахлю сунна вал джаммат» отнесены приверженцы 4 известных богословских школ (мазхабов). В своих деяниях, в вероубеждениях последователи имамов Абу Мансура аль-Матуриди и Абуль Хасана Аль-Ашари стремятся к духовному совершенствованию и повышению уровня благонравия. Это путь, пройденный суфийскими имамами Аль Багдади, Аль Джилани и Накшбанди, который они наследуют нам. И поверьте, практически невозможно оспорить данные позиции фетвы, поскольку и ученые мирового уровня поддержали ее. Данное богословское заключение было ожидаемо и его следовало принять раньше.

- Тогда почему его не поддержали некоторые представители российского мусульмансокго духовенства?

- Как стало известно из последних статей в СМИ, небольшая часть членов Совета Муфтиев России фетву не поддержала, хотя ДУМ РБ с почти 700 приходами, входящий в состав СМР и ДУМ Северной Осетии фетву подписали. В рядах Совета Муфтиев России работают высококвалифицированные кадры, проходившие обучение в Королевстве Саудовской Аравии, Турции. При желании они смогли бы присоединиться к делу укрепления основ традиционной российской исламской богословской школы, к которому, кстати, призывает нас и глава государства. Их положительная оценка фетвы способствовала бы сохранению стабильности и безопасности в стране. Это стало бы действенным вкладом СМР в деле противодействия и экстремизму, и радикализации ислама.

Скажу более того, эта фетва нацелена также на то, чтобы защитить мусульман от псевдосуфийских толков, иногда и откровенно шарлатанских воззрений. Мы наблюдаем возрастание интереса мусульманской молодежи к идеям суфизма и наша ответственная задача в том, чтобы указать ищущим этот путь правильное направление, если хотите, классического суфизма.

Уже сейчас некоторые пытаются нагнетать обстановку, придать национализированную окраску теме «Грозненской фетвы», преподнести ее как локальный чеченский проект. Это неправда и откровенная ложь. Мусульмане России, к какой бы они национальности не относились, поддерживают и понимают необходимость данного документа. Поверьте, здесь мы едины.

- Как Вы оцениваете роль суфизма для мусульман России, в противодействии радикализации ислама? Заинтересованно ли наше государство в поддержке и развитии именно традиционного ислама?

- Суфизм как неотъемлемая часть духовной традиции мусульман присущ не только мусульманам Кавказа. Вся культура, музыка и литература татарского и башкирского народов также пропитана идеями суфизма. Ислам в Сибирь пришел через Среднюю Азию благодаря суфийским шейхам. Общеизвестно, что все муфтии и ахунды Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (впоследствии ДУМЕС и ЦДУМ России) являлись суфиями.

Обращение к суфизму служит более глубокому пониманию традиционного ислама и его укреплению. Нравится кому-то или нет, но традиционный ислам существует на пространстве современной России более тысячи лет. Суфизм неразрывно связан с исламом. В нашей стране сложились и окрепли исторические традиции мирного сосуществования различных народов, культур и конфессий. Это наше общее достояние и основа устойчивого развития.

Органы государственной власти поддерживают традиционный ислам. У нас есть понимание того, что, несмотря на специфику развития религиозных обществ на Северном Кавказе, Урало-Поволжском регионе, Сибири и Средней Азии, мы способны объединить усилия по обучению истинным ценностям Ислама на основе традиций отечественной мусульманской богословской школы, укреплять единство России.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент