Общество

Курайфест в Уфе: как это было

10:51 28 Мая 2016
Автор: Любовь МАМИНА
Все материалы автора
Курайфест в Уфе: как это было
В Уфе впервые прошел "Курайфест" в рамках форума "Сердце Евразии".

Под веселые плясовые напевы курая люди пускались в пляс, а под грустные - задумчиво опускали глаза.


Напомним, вчера же в республике прошел съезд "Союза кураистов РБ", где было решено создать такое же объединение в рамках всей страны.

Интересные моменты фестиваля - в нашем фоторепортаже.

_MG_8104.jpg

_MG_8111.jpg

_MG_8135.jpg

_MG_8139.jpg




_MG_8222.jpg

_MG_8225.jpg

_MG_8233.jpg


_MG_8239.jpg

_MG_8260.jpg

_MG_8325.jpg


Наш эксперт Рустэм Сулейманов в этот раз решил высказать свое мнение о прошедшем курай-фесте в Уфе. Далее полностью текст автора.

Прошел чудесный концерт в формате open-air «Ufa-KuraiFest». Выступили различные ансамбли кураистов, выступили группы «Ҡурайсы», «Бүреләр», «Евразия», «Ятаган», а также женская фолк-группа «Алтынай», в которой девушки играют на женском курае. Приятным открытием вечера явились группа “Саптар” и соло-кубызист Зайнетдин, видимо этого джигита так и зовут. В конце вечера учредители праздника устроили башкирскую дискотеку в стиле райцентров Башкортостана, играл и качал массы DJ Khan.

Как ударную группу Башкирская государственная филармония выставила свой Эстрадно-духовой оркестр на передовую. Дождались, наконец, своей минуты славы. Ни один пассаж наши коллеги-духовики из джазового цеха не исполнили вместе, синхронно.

Необычайно свежо выглядел джазмен Олег Касимов, даже извлек на саксофоне пару нот совместно со своим составом. Достойно и харизматично солировал скрипач Марат Садриев, при том, что звук не был отстроен. Спрашивается, куда делись «петли-гарнитуры» (такие специальные маленькие микрофоны), которым был озвучен весь состав Молодежного оркестра в предыдущие дни? Вообще, надо отметить, что звук был отлично смонтирован только на выступлении кураиста Роберта Юлдашева, который всегда приходит на выступление со своим звукорежиссером.

Недоумение в умах вызвал странный факт отсутствия на Ufa-KuraiFest фирмачей и аксакалов башкирского курая: Расуля Карабулатова, Азата Аиткулова, Ильшата Ишмуратова, Азата Бикчурина, Рушана Биктимерова и др. Возможно, для большинства читателей будет неясным, отчего, собственно, весь этот «сыр-бор». Дело в том, что профессиональных кураистов не так много, это мы с вами в Уфе полагаем, что их большое число, но так только кажется на первый взгляд, ввиду того, что все они аккумулированы в столице Башкортостана.

В действительности, каждый из них занимается своим видом творчества: Азат Аитулов и Расуль Карабулатов являются сугубо аутентичными исполнителями, носителями прямых традиций, мастерски владеют горловым приемом «үзләү». Им это удобнее, так как они сами по себе басы (низкий мужской голос), чем выше голос человеческий, тем труднее исполнять этот прием, голос просто не достает необходимых нижних обертонов. Само аутентичное музицирование ведет напрямую к древним чистым образцам исполнительства на этом инструменте, так называемому «грудному» исполнительству на курае («күкрәк менән уйнау»), к основам творчества великих Ғаты Сулейманова , Ишмуллы Дильмухаметова и др.

Скажем, Роберт Юлдашев со своей командой занимает стиль этно-поп с принципами использования западно-европейской классической музыкальной формы (так как он профессиональный кларнетист). Марсель Саитов, помимо классического исполнения на курае много интересуется новыми направлениями: вчера он продемонстрировал это, синтезировав модные клубные направления с башкирским фольклором. Есть ребята, которые увлекаются тем, что помимо основных тонов в звукоряде придумывают еще дополнительные клапаны (подобно флейте или гобою), то есть придумывают новые ноты: добавляют к пентатонике недостающие диезы и бемоли. Конечно, все кураисты-исполнители Башкортостана используют полный арсенал приемов звукоизвлечения на этом священном для нас инструменте. В любом случае, похвально и замечательно, что каждый из профессиональных музыкантов-кураистов ищет свой путь.

Вышеуказанные артисты, которые не принимали участие в проекте были вдруг отправлены Минкультом РБ на национальные сабантуи в другие субъекты Российской Федерации, дабы не путались под ногами. Что ж поделать - производственная необходимость. А в этот момент в Уфе проходил IV Съезд кураистов Башкортостана, на котором исполнители на курае приняли решение о создании Союза кураистов России. Одним словом, министр культуры, оказалось, виртуозно правит и кураистами! «Как по нотам» все расписала, как вовремя были подстроены все текущие мероприятия: тут нынче и конкурсные туры «Урал моңo», и Съезд кураистов, и везде сабантуи начались, и сам концерт «Ufa-KuraiFest»: сколько труда!

Такие события, такой мегапроект «Сердце Евразии» должен был быть примером профессионализма и детальной работы, этот фестиваль должен иметь безупречную репутацию. Но, увы, в Уфе во время этого форума в центре внимания оказались два скандала. Первый, как я уже отметил выше, связан с тем, что на фестиваль курая не пригласили главных мастеров исполнения на национальном инструменте.

Второй скандал связан с участниками и кинопоказом open-air «Ночь кино». Во-первых: за пару дней до начала Фестиваля «Сердце Евразии» Минкульт РБ поменял название, которое изначально было «Ночь башкирского кино». Затем были сняты с проката мультфильм Айгуль Байрамгуловой «Приключения Урала и Шульгена» и два фильма режиссеров Тансулпан Буракаевой и Романа Пожидаева. Вместо них зрителям, пришедшим на «Ночь кино», продемонстрировали фильм «Белое солнце пустыни». В конце концов, могли бы показать анимационный фильм «Урал-Батыр» Ильдара Гафарова (сценарий Зухра Буракаева). Он был снят на президентский грант. Уверен, большая часть публики не смотрела эту ленту.

А вы согласны с мнением эксперта?

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент