Общество

Истории башкирской деревни: как, кому и зачем марийцы молятся в рощах

17:41 11 Января 2016 | Просмотры 4296
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
Истории башкирской деревни: как, кому и зачем марийцы молятся в рощах
Марийские гуляния в Башкирии. Фото портала "Команда кочующих"

ProUfu.ru с удовольствием продолжает ставшую традиционной рубрику об истории башкирских деревень. На этот раз мы расскажем о селе Тынбаево в Мишкинском районе республики. Большинство его жителей - марийцы. Башкортостан – вторая после Марий Эл республика, в которой проживают марийцы. Это более 100 тысяч человек, преимущественно проживающих на территории Мишкинского, Калтасинского, Янаульского, Бирского и Благовещенского районов, а также в Уфе. Переселение марийцев, или мари, на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией и исламизацией на Средней Волге. Тем не менее даже несмотря на сильное давление со стороны соседей, марийцам удалось сохранить свою культурную, этническую и религиозную принадлежность. Марийцев за их мировоззрение даже называют последними язычниками Европы. Доказательством тому, что черемисы (а именно так раньше называли мари), бережно хранят свою культуру, является факт проведения мировых молений в священных рощах. К сожалению, численность деревни с каждым годом уменьшается: молодые люди уезжают на заработки в крупные города республики, на север и в соседние регионы. Но вернемся к мировым молениям мари. 


В селе Тынбаево


Окрестности священной рощи

Для этого народа сам лес, его первозданный вид и есть место Бога. Марийские священные рощи — уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники. Они располагаются недалеко от деревень на возвышенных местах посреди полей в виде зелёных островков. Нередко эти рощи достигают 0,3-0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара. Здесь категорически нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, женщинам запрещено заходить с непокрытой головой, нецензурно выражаться и думать о плохом. Запрещены, естественно, и пьянство, и мусор. По рассказам местных, бывали случаи, когда за сломанную в роще ветку человек наказывался тяжелой болезнью. 

Роща для марийцев – сакральная территория. Проходят моления раз в пять лет. Последнее такое событие было в Тынбаево в 2013 году, 10 августа. Состоялись моления усилиями местных жителей, а также выходцев из соседнего Пермского края, Татарстана, Оренбуржской области и Удмуртии. Такие совместные моления, уверены марийцы, имеют очень сильную энергетику. 

Как правило, люди молятся в рощах о хорошем урожае, исходе болезней, счастье и мире не только в регионе и стране, но и на всей Земле. В таких святилищах в честь каждого божества (а их у марийцев много – владыки земли, воды, неба) выбирается свое дерево «онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершаются главным образом коллективные моления от имени верующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа. На таких молениях онапу в честь главного Бога Поро Ош Кугу Юмо размещается в центре рощи на переднем плане. Культовыми деревьями для высших духов считаются березы, липы, дубы, а для низших — ели. 

Процессом руководят карты, или жрецы. Именно они назначают, кому нужно молиться именно на данный период времени и какую жертву нужно принести: гуся, барана или петуха, при этом всегда белого цвета. Каждое дерево в священной роще как представитель Бога на земле – к нему можно подойти с вопросами о деторождении, свадьбе, здоровье, материальной, духовной жизни.


На одном из праздников в деревне


У входа в священную рощу. Начало религиозного обряда


Отметим, что подавляющее число башкирских марийцев – жители Поволжья. Один из главных «брендов» башкирских марийцев – танец «кандра», или «веревочка», символизирующий бесконечный круговорот земной жизни. Это самый популярный традиционный марийский танец, сформировавшийся на территории Башкирии. 

В 2013 году на III Открытом межрегиональном конкурсе-фестивале «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») участники объединились в танцевальную цепочку длиной в 2300 метров. Так, деревенский танец восточных мари «Ший кандыра» вошел в российскую «Книгу рекордов Гиннесса». 


Пир в честь богов


Жрец в роще



На празднике "Ший кандыра" в селе Калтасы

История танца «Марийская веревочка»

Фильм о традициях и вере мари

По данным портала «Команда кочующих»

А вы готовы рассказать о своей родной деревне? Присылайте ваши фотографии и истории на valitova@7topufa.ru. Мы с удовольствием расскажем о ваших родных краях!

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент