Общество

Уфимский инструктор по безаварийному вождению: причина любого ДТП – ошибка человека, а не плохие дороги

15:10 14 Марта 2016 | Просмотры 2166
Автор: Ольга БЛАЖНОВА
Все материалы автора
Уфимский инструктор по безаварийному вождению: причина любого ДТП – ошибка человека, а не плохие дороги
Инструктор по безаварийному вождению Данил Виноградов

В конце января начальник Управления ГИБДД Башкирии Динар Гильмутдинов заявил, что более тысячи ДТП на дорогах Башкирии в 2015 году произошло из-за плохих дорог. Мы решили пообщаться с инструктором по контраварийному вождению, чтобы узнать, можно ли избежать неприятностей на дороге.


Мечтал летать и учить

- Расскажи коротко о себе, как пришел в свою профессию?

- Мои родители педагоги, и я тоже пошел учиться в педагогический. Позже понял, что молодые специалисты особенно не нужны никому. И тут мне очень повезло, сбылась моя заветная мечта - научиться летать. А в итоге я совместил две профессии и начал сам учить людей управлять полетом. К сожалению, полеты сверхлегкой авиации – занятие сезонное, а я не могу сидеть и ждать «у моря погоды». Стал думать, где применить свои знания и навыки в более «приземленной» работе…

Данил Виноградов инструктор полет

(фото из личного архива Данила Виноградова)

Какое-то время работал рядовым инструктором в автошколе, а потом меня пригласили преподавать контраварийную подготовку. Тогда это было новым и актуальным. Вождение в городе тоже преподавал, и оказалось что там все даже сложнее и интереснее, нужно много уметь и знать.


Во всем мире над вопросами безопасности вождения люди задумываются и придумывают методики, исследования проводят. Целые институты над этим работают! И результаты потрясающие, аварийность в тех странах гораздо ниже. Вот я и стал заниматься обучением по этим методикам. Выяснилось, что это реально работает и нужно людям.


Раньше трудился в фирме, занимавшейся повышением квалификации водителей, работающих в особых условиях – нефтегазовая сфера. Там все строго очень, потому что последствия аварии могут быть непредсказуемы. Сейчас работаю в автошколе, современной, хорошей автошколе, где мои знания и опыт приносят пользу не только нефтяникам. И, знаешь, испытываю огромное удовольствие от работы. Оказывается, опыт летного обучения можно очень даже эффективно применять и для обучения вождению. Кроме первоначального обучения, занимаюсь с теми, кто уже получил «права» и начал водить автомобиль, но понял, что нужно совершенствоваться.


А вот о личной жизни рассказывать не люблю. Это же личная жизнь. Одним словом: счастлив. Потому что дом и семья это там, где тебя ждут, понимают и принимают. Для меня важнее этого нет ничего на свете. 


В любом ДТП виноват сам человек

- Кто твои ученики, чему ты их учишь?

- Основная «группа риска» – это водители с небольшим стажем. Стаж от года до трех, по статистике, самый аварийный период. Опыт и привычки уже есть, но опыт еще нужно систематизировать, а привычки бывают не только полезные, есть и очень опасные. Порой пока не столкнешься с проблемой, даже и не знаешь о ее существовании, а иногда бывает слишком поздно. Есть поговорка: «предупрежден –  значит вооружен». 


Моя задача в том, чтобы помочь водителю осознать, что он делает правильно, а где ошибается. Следующий момент – научиться понимать действия и намерения других водителей, чтобы не оказаться в роли заложника обстоятельств. Вот в обычном образовании есть школа и институт. Мой инструктаж и есть такой "институт", где человек на базе основных знаний становится специалистом... Сейчас на наших дорогах ужасающий уровень аварийности –  это последствия того, что люди очень мало знают об автомобилях, дороге.


- Как думаешь, в чем основная причина ДТП?

- Основная причина любого ДТП – это ошибка человека. Все ошибаются, и намного чаще, чем подозревают. По статистике, обычный водитель в среднем каждую минуту ошибается – американцы посчитали. Не каждая из этих ошибок приводит к ДТП, но если в одной точке пространства накапливается несколько ошибок, обязательно видим результат.

Например, гололед. Но как может быть виноватым неодушевленный слой льда на асфальте? О чем думал и куда смотрел водитель, когда ехал по этому гололеду так же, как по сухому асфальту, на что надеялся? Что мешало ему ехать с меньшей скоростью, и тогда бы он смог контролировать машину?

Или вот «плохие дороги» - их тоже нельзя поставить в ряд виновников ДТП. Может, конечно, попасться и открытый люк, и в яму угодить можно ночью. Но если говорить о дороге, по которой аккуратно проехали тысяча водителей, а у тысяча первого в тех же условиях что-то произошло, то «плохие дороги» совсем не причина.

Когда ДТП случилось, что толку искать виноватых? Сделать выводы - полезно, поделиться с другими, чтобы они в такой же ситуации сделали все правильно, - полезно, а виноватых ищут, чтобы переложить ответственность.

- Не думаю, что многие с тобой согласятся… Ну хорошо, а как это донести до водителей?

- Надо показывать, рассказывать людям о том, как и почему происходят ДТП.  Хорошая социальная реклама на тему дорожной безопасности работает. А вот призывы «соблюдай ПДД» или «не превышай скорость» –  не работают, это слова в пустоту... А еще надо менять систему обучения водителей, приводить ее в соответствие с действительностью. Сейчас у нас в автошколах учат по стандартам 60-х годов прошлого века.

(фото из личного архива Данила Виноградова)

(Путешествие по горам Кавказа. Фото из личного архива Данила Виноградова)


Культура вождения спасет на дороге

- Как ты оцениваешь организацию городского движения в Уфе?

- Да в общем-то, все как и везде. В Москве такие же проблемы, как и в любом большом городе – дороги спроектированы в те времена, когда машин было мало… Но этой проблемой должны заниматься специалисты, а просто так давать советы в этой области я не стану, не моя епархия.

На самом деле многое определяет даже не организация, а культура дорожного движения. Даже по одной полосе можно проехать быстро, если водители готовы сотрудничать, помогать друг другу.

- Сейчас чуть ли не каждый день сообщения о ДТП с участием маршрутных автобусов. Как думаешь, какой общественный транспорт наиболее безопасный?

- Тот, которым управляет высококлассный профессионал. То, что я вижу на улицах Уфы... без комментариев... Достаточно просто понаблюдать, как в Уфе общественный транспорт ездит. Идет просто битва за пассажира какая-то. А на любой войне будут жертвы, и жертвами становятся как раз пассажиры. Полный салон, а водитель гонит, превышает скорость, совершает рискованные маневры. О дистанции водители, похоже, вообще не знают… Но самое ужасное, что и пассажиры спокойно к этому относятся.

- А что по поводу трамваев и троллейбусов?

- Электрический транспорт чистый и удобный. Вот только все должно быть сделано и организовано правильно. Я в Германии очень удивился, когда трамвай бесшумный увидел. И ведь там нет никаких отдельных трамвайных путей. Все так здорово сделано: рельсы убраны в один уровень с асфальтом, и трамвай очень хорошо вписывается в общее дорожное движение.

 - Назови самые-самые вопиющие нарушения на общественном транспорте

- Я их уже назвал: превышение скорости и несоблюдение дистанции. А все остальные проблемы прилагаются. Торопятся водители. Рискуют, чтобы копейку заработать, и забывают, что рискуют не только своей жизнью и здоровьем.

- Что делать водителю, чтобы не попасть в неприятную ситуацию?

- Для начала просто понаблюдать за своей манерой вождения.  Если приходится часто резко тормозить, перестраиваться, уворачиваться от маневров других участников движения, если на дороге много «неожиданностей» – это первый признак того, что водитель ошибается. Где и в чем ошибается, в формате интервью невозможно сказать. Нужно видеть все нюансы вождения, чтобы давать правильные советы. Заочное обучение в этой сфере неэффективно…


Впрочем, расскажу универсальный рецепт: у водителя всегда должен быть «запасной выход». То есть даже при самом неблагоприятном развитии событий всегда должно оставаться пространство, куда можно направить автомобиль, тем самым избежав последствий. Можно еще так описать безопасную манеру вождения – быть независимым на дороге. Если, например, водитель привык ездить на маленькой дистанции, значит, он зависит от действий другого водителя, того, что впереди.


Задумайтесь, вот ситуация – тот, кто сзади «прилип» куда смотрит? В основном на стоп сигналы машины впереди. Внимания на что-то еще остается мало. А тот, кто впереди, может увидеть опасность и начать тормозить совсем не так, как рассчитывал тот, что сзади. Получается, что двигаясь на маленькой дистанции, водитель перекладывает ответственность, автоматически становясь зависимым. Он зависит от того, кто впереди. И тому, кто впереди, приходится думать за двоих, ехать так, чтобы не получить удар сзади. 

И надо всегда смотреть далеко вперед. Перед ускорением посмотреть на следующий светофор, не придется ли там тормозить. Перед перестроением посмотреть вперед, свободна ли полоса. Любой маневр должен иметь смысл. Беспорядочное метание по дороге выдает недальновидность водителя.


А вы как считаете, что важнее для безаварийной езды: опыт, хорошие дороги или что-то другое?

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент