Общество

Дороги и миллиарды: есть ли выбор среди подрядчиков в Башкирии?

17:23 07 Апреля 2015
Автор: Биктимир АБДРАШИТОВ
Все материалы автора
И есть ли конкуренция у дорожных строителей Башкирии?  
Дороги и миллиарды: есть ли выбор среди подрядчиков в Башкирии?
Фото Сергея Лобастова
В Башкирии сложилась непростая ситуация в сфере дорожного строительства. Реальных исполнителей миллиардных контрактов на ремонт дорог в регионе – считанные единицы. Это «перекрывает кислород» малому бизнесу. И, кроме того, как считают эксперты, способствует развитию коррупции в отрасли – и без того еще несколько лет назад обратившей на себя внимание властей региона.

Чиновникам так проще работать
Как отмечают участники рынка, из года в год крупные госзаказы на ремонт дорог (и не только) уходят одним и тем же игрокам. Причем зачастую, они являются единственными участниками аукциона. К примеру, в конце прошлого года ОАО «Башкиравтодор» без конкуренции получил контракт стоимостью 830 млн рублей от уфимской мэрии на ремонт набережной реки Белой. В феврале этого года новый контракт в 311 млн рублей на ремонт дороги Уфа-аэропорт был заключен с единственным участником аукциона - ООО «Дортрансстрой». 

Таким же образом, фактически без конкурентов, указанная организация взялась строить перинатальный центр в Уфе, снизив первоначальную цену на 30 млн – с 1,25 до 1,22 млрд рублей.
В начале марта без конкуренции прошли и торги мэрии на дорожные контракты в 444 млн рублей, свыше 70 млн. каждый. Подряд на ремонт дорог в Кировском районе Уфы получило ООО «Строительная компания ГПДС», в Советском — ООО «Дортрансстрой», в Калининском — ООО «Комстрой», в Октябрьском районе — ОАО «Башкиравтодор», в Ленинском — ООО «Автодорстрой».

Денис Мусин
По мнению, гендиректора Фонда развития и поддержки малого предпринимательства РБ Дениса Мусина, в сфере дорожного строительства сейчас сложилась ситуация, когда некоторые чиновники ищут более простые пути в исполнении заказов, поэтому лоты укрупняются. «Ведь проще работать с одним подрядчиком по всем вопросам, нежели распределять между несколькими. Их объяснения сводятся к тому, что они хотят понятного оператора, который гарантированно бы исполнил весь объем работ. От этого страдают, прежде всего, горожане, и, конечно, малый бизнес».
Получается, что ленивые чиновники нивелируют саму суть контрактной системы, которая создана для распределения работ по узкоспециализированным организациям, в результате конкуренции которых цена существенно снижается?
Аукционная «везучесть»

ХамитовВ 2012 году Рустэм Хамитов раскритиковал ремонт дороги «Уфа-аэропорт» и заставил подрядчика ООО «Дортрансстрой» исправить недочеты за свой счет. Проверка показала, что прочность асфальта на 25-30% ниже нормы. Несмотря на это, в прошлом году предприятие получило контракт стоимостью 1,5 млрд руб. на строительство развязки по дороге Уфа-аэропорт.

В ООО «Дортрансстрой», участвующей и побеждающей с завидной постоянностью в аукционах мэрии, на вопрос о том, хватит ли технических мощностей, чтобы выполнить все полученные многомиллионные заказы, заявили, что способны освоить любой самый сложный объект. «Явных просрочек мы стараемся не допускать. Случаются задержки, связанные с необходимостью пересмотра проектов. Но вообще, строителям невыгодно допускать отставания. Потому что каждая просрочка – это серьезные штрафы», - сказали там.

Материалы по теме

Наш собеседник из числа участников рынка объяснил «аукционную везучесть» «Дортрансстроя» снижением конкуренции в сфере. «Сейчас у чиновников одна просьба – чтобы мы начали работать, - рассказал источник в одной из дорожных компаний. – Но с городом стало неинтересно работать, они перестали платить деньги. Устраивают клоунаду: появились всякие лаборатории, два технадзора, всякие органы. Ощущение, что город и республика соревнуются – кто умнее. Сейчас денег у города нет, а им надо проводить торги. Придумали трехлетние контракты – в расчете на то, что на третий год в бюджет заложат-таки деньги и расплатятся за работы».

Две крупные дорожные организации Уфы «СУ-820» и «Дортрансстрой» через суд добиваются оплаты работ, выполненных по контрактам еще в 2012 году, - пишет «Коммерсант». В конце февраля СУ-820 взыскало с города 72,64 млн руб. по двум контрактам. «Дортрансстрой» взыскивает с администрации 29,6 млн руб. задолженности по контракту 2012 года на капремонт дороги в аэропорт.

Компрометирующее взаимодействие
Кроме того, некоторые участники рынка считают, что с приходом Хамитова дорожники стали ассоциироваться с «бракоделами» и ворами» после широкой критики главы. Это сделало работу отдельного чиновника с дорожными организациями компрометирующей в глазах руководства. «Хамитова признали начальником, его боятся, но при этом все чиновники потеряли инициативу, они ни в чем не уверены. Хотя сейчас требуется всего лишь твердый человек, который представит конкретные графики оплаты», - констатирует собеседник.

В конце 2012 году председатель профильного комитета Госсобрания Башкирии Наиль Кутлугильдин рассказал о скандальных итогах проверки Контрольно-счетной палаты РБ. «На отсыпке дорог воруют до 30% дорожного фонда, то есть около 3 млрд рублей. Это огромные деньги. В то же время в республике никто не владеет ситуацией по дорожному хозяйству», - сказал тогда он.
Дороги
Тем временем в Башкирии
На наш запрос в Администрацию Уфы с конкретными вопросами о том, возможно ли, что техзадание в аукционах прописывается специально под мощности «победителей», а также про меры, предпринимаемые чиновниками для привлечения к дорожному строительству малый и средний бизнес, мы получили формальную отписку. Замглавы Администрации Уфы Искандер Сираев привел нам в ответе несколько выдержек из законов о контрактной системе в сфере закупок.
Мнение:
Зульфира АкбашеваРуководитель УФАС России по РБ Зульфира Акбашева:
- Сегодня идет тенденция на укрупнение лотов, техзадание которых выполнимо только для крупных организаций. А крупные заказы надоумевают на совершение коррупционных действий. Когда работы прописываются под конкретные компании - ничего хорошего в этом нет. Вот когда расширяли улицу Цюрупы – выставили два лота по 800 млн рублей. Туда включили все – и ремонт, и посадку деревьев, и посадку газона, закупку семян и так далее. Потом мы заставляли «разбивать» лоты, ведь часть может сделать и малый бизнес. У нас говорят много про поддержку малого бизнеса: льготы, освобождение от налогов. Но сегодня малый бизнес не ждет льгот и субсидий, потому что не может попасть на рынок. Он и так налогов не платит, ему это - как мертвому припарка».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент