Общество

Башкирский композитор Урал Идельбаев: «Ноты узнал раньше, чем научился читать и писать»

21:35 08 Ноября 2015
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
Башкирский композитор Урал Идельбаев: «Ноты узнал раньше, чем научился читать и писать»
Фото Айдара Гимазова.

Заслуженный деятель искусств РБ, лауреат молодежной Государственной премии им. Ш. Бабича, композитор Урал Идельбаев - человек очень увлеченный и жизнерадостный. Ему принадлежит авторство множества композиций и саундтреков. Последние из его работ - фильм Тансулпан Буракаевой «Ике лә генә егет» («Два соседа») и масштабный мюзикл «Аленький цветочек», премьера которого состоялась в сентябре в ГКЗ «Башкортостан». В интервью ProUfu.ru музыкант рассказал о том, как рождается Вселенная музыки.


«Переживаю за молодое поколение»

- Урал Мирасович, над чем вы сейчас работаете?

- Готовлюсь к декабрьской премьере музыкальной легенды «Юсуф и Зулейха». Сюжет притчи связан с мифом о праведном Юсуфе из Корана. Аналогичный сюжет есть и в литературе Востока и в Библии.


Урал Идельбаев за работой в студии.

- Вы создаете музыку и для театра, и для кино. Работа над разными жанрами сильно отличается?

- Я создал музыку примерно для 120 спектаклей и по меньшей мере около 30 раз писал музыку к кино. В театре, как и в кино, главный – режиссер. Он капитан, с которым я отправляюсь в дальнее плавание. Каждый раз, готовясь к спектаклю, я смотрю полный прогон репетиций. Меня интересуют глаза актера, его характер, его место на сцене. В кино происходит немного по-другому. Здесь работа над музыкой начинается только после окончания съемок. Особенно мне интересна работа над анимационными фильмами.

- Нет ли риска начать повторяться?

- У меня есть принцип – искать в каждой своей работе что-то новое. Я четко понимаю, на каком этапе творческого пути я нахожусь.

- Ваш зритель – какой он? Для кого вы пишете музыку?

- Все зависит от жанра. Я часто спрашиваю режиссеров – на какую аудиторию вы рассчитываете? Потому что и в театре жанры бывают разные. Даже если речь о детском спектакле. Редко бывает, что спектакль понравился сразу всем. Поэтому заранее надо знать, на какого зрителя он рассчитан. Я с удовольствием работаю над детскими спектаклями. И переживаю за нынешнее поколение – в моем детстве было столько замечательных музыкальных фильмов с участием детей: «Буратино», «Приключения Электроника», «Сказка странствий», в которой свою последнюю роль сыграл Андрей Миронов, а композитором был сам Альфред Шнитке. Жаль, что за последние 20 лет я даже не могу вспомнить и трех музыкальных детских фильмов с юными героями…

- А почему так происходит? Снимать невыгодно?

- Я и сам не могу понять. Вроде с выгодой это не связано. Сейчас ведь на всем зарабатывать научились. Тем более, о выгоде ли должна идти речь, когда мы говорим о детях? Мне иногда говорят: «Как же вы кропотливо работаете! Зачем? Это же для детей!» Мне это совершенно непонятно. Наоборот, хочется, чтобы моя музыка захватила, воодушевила их.


"Многие думают, что музыканты сидят у фортепиано и ждут, когда к ним придет вдохновение. На самом деле это не так", - говорит композитор.

- У многих режиссеров часто бывает любимый композитор. Вы таким союзом творческим можете похвастаться?

- Есть режиссеры, которые вот уже несколько лет работают только со мной. Это приятно. Часто у нас одинаковые жизненные позиции, наверное, это и есть ключ к нашему творческому взаимопониманию. Многие думают, что композиторы пишут музыку только тогда, когда приходит вдохновение. Но очень часто выпуск спектаклей и фильмов связан с конкретными сроками. И тогда нам приходится срочно искать это вдохновение. Его источники – яркие жизненные ощущения: посиделки с компанией у костра, сплав по рекам родной республики…


"В молодости, как и большинство сверстников, очень любил слушать Битлз. Часами мог играть их музыку дома".

- Ваша семья как на ваш график реагирует?

- Спокойно. Благо супруга работает вместе со мной. Диляра - педагог по вокалу. Мы вместе работаем над многими проектами. Вместе мы учились в Уфимском училище искусств, где и познакомились. А потом оба закончили композиторский факультет в классе Загира Исмагилова.

- Меняется музыка, стили и жанры. Для вас что-то остается в музыке неизменным?

- Для меня музыка – это Вселенная. Даже шум ветра и пение птиц звучит как музыка. Часто меня спрашивают – как я ее сочиняю. Кто-то из композиторов сказал, и я с ним согласен, что половина процесса создания музыки известна – это талант, труд и опыт. А другая сторона – как обратная сторона Луны, неизвестна. Поэтому таинство искусства всегда будет притягивать человечество. 

Иногда я ощущаю, что я не пишу музыку, а ловлю звуки. Это похоже на рыбалку: опытный рыбак знает рыбные места и знает, когда нужно сесть за удочку, какую использовать приманку. Но он никогда не знает, какой улов его ждет. Может и ни с чем уйти. Вот на что это похоже.

Бывает, я сочинил что-то, послушал, и у меня слезы пробиваются. Тогда у меня появляется надежда, что пойманные мною звуки тоже кого-то заденут. Для меня искренность – это главный творческий принцип. Если что-то не трогает меня, я не буду это кому-то предлагать.


«Играл отцу "Битлз" вместо Баха»

- Вы всегда работаете с творческой командой. Часто приходится идти на уступки внутри постановочной группы?

- Творческие споры – это нормальная составляющая команды. Но последнее слово всегда остается за режиссером.

- А есть жанры, которым вы отдаете особое предпочтение?

- Я стараюсь писать разную музыку. Одна из последних работ – мюзикл «Аленький цветочек», поставленный по замечательной сказке нашего земляка Сергея Аксакова. Я еле удержался, чтобы не использовать в нем курай (смеется).

- А вы сами что слушать любите?

- Я в равной степени люблю музыку этническую, джазовую, симфоническую. Меня вдохновляет творчество композитора Джеймса Хорнера, которого, к сожалению, не стало в этом году. Он автор саундтреков к многим голливудским фильмам, таких как «Аватар», «Титаник», «Храброе сердце». Это был потрясающий мастер.

Последнее, что произвело на меня сильное впечатление, – это «Саундтрек-концерт» Национального симфонического оркестра РБ, где играли музыку из фильмов, ставших классикой мирового кинематографа. Как и любой композитор, я считаю, что оркестр – это лучший синтезатор, придуманный человечеством. Любому фильму его звучание придает ощущение подлинности, его музыка может передать всю полноту человеческих эмоций.

- Как вы считаете, достаточно ли внимания уделяют музыке в средней школе?

- Дело не во времени, а в том, как проходит этот урок. Вы бы знали, с каким восторгом дети наблюдают за живой игрой на музыкальных инструментах! Как их увлекает игра на барабанах, виолончели… Так урок становится интересным.

- Творческий кризис - это не про вас?

- К счастью или к сожалению, но мне все время не хватает времени для творчества. Чтобы я сел и не знал, чем мне заняться, - это точно не про меня. Я благодарен, что моя работа расписана на несколько месяцев вперед. Столько планов!

- Как вы считаете, современные технологии больше мешают музыкантам или помогают?

- С каждым днем технологии идут вперед, и я очень много времени уделяю тому, чтобы их освоить. Очень часто они помогают творческому процессу многим композиторам.

- Когда вы начали заниматься музыкой?

- У меня такое ощущение, что я всегда был в ней. Помню, слушал в детстве грампластинки с музыкой из детских фильмов и внутри у меня все переворачивалось. В пять лет я уже пошел в подготовительную музыкальную школу. И ноты узнал раньше, чем научился читать и писать. Семья у меня творческая: мама – поэтесса, отец – писатель, родной брат – драматург. В 4 года, помню, у нас в доме было игрушечное фортепиано, и папа подбирал на нем революционные песни. Отец увидел, что у меня получается быстро все запоминать.


Уроки музыки от мэтра  Загира Исмагилова

Однажды меня забрали из детского сада на встречу с «большим дядей», и родители сказали, что если я поздороваюсь с ним по-башкирски, он будет очень рад. Я так и сделал. Он улыбнулся и начал проверять мои музыкальные способности, а после сказал моим родителям, что ребенок обязательно должен стать музыкантом. Позже я узнал, что это был сам Загир Исмагилов.

Когда я учился в музыкальной школе, вспоминаю такой случай. Преподаватель рекомендовал моему отцу, чтобы я занимался музыкой по 3-4 часа. А я в те года, как и все мои сверстники, увлекался группой «Битлз». И мог часами подбирать аккорды их песен. Но отец думал, что я играю Баха, так как я ставил на фортепиано ноты его произведений. И я ему очень за это благодарен. Ведь именно в этот миг я самостоятельно постигал вселенную под названием Музыка!

Фильм Айсыуака Юмагулова, композитор Урал Идельбаев.


Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент