пришлите новость

В первый день учебы все может рухнуть. Насколько готова Башкирия к переходу на дистанционное обучение

08:52, 04 апреля 2020

С 6 апреля все школы республики переходят на дистанционную форму обучения. Министерство образования и науки РБ сообщило, что в целом система готова и предусмотрены четыре варианта взаимодействия учителей и учеников. Родители и учителя настроены не так позитивно.

В первый день учебы все может рухнуть. Насколько готова Башкирия к переходу на дистанционное обучение
https://pixabay.com/

Дистанционная форма обучения, на которую с 23 марта были переведены почти все вузы, колледжи страны, а с 6 апреля и школы - это вынужденная мера в условиях режима самоизоляции. Предварительно она рассчитана на две недели, но если ситуация с распространением коронавирусной инфекции не улучшится, то обучение в таком режиме может продлиться до конца учебного года.

 

Четыре варианта дистанционного обучения

Власти разработали четыре варианта обучения. Самый массовый – обучение в онлайн-режиме. Каждая школа и учитель могут выбирать самостоятельно, на каких цифровых платформах работать. Уроки будут начинаться в 10 утра и длиться по 30 минут. Предусмотрены перемены по 15 минут, в том числе одна большая получасовая.

Второй вариант - для тех случаев, когда интернет у учителей и учеников есть, но скорость его недостаточна для работы в онлайн-режиме. Учителя будут готовить задания и рассылать их по электронной почте. Затем ученики таким же способом будут присылать выполненные работы.

6 апреля в 10.00 первый онлайн-урок проведет глава Башкирии Радий Хабиров. Трансляция будет проводиться на телеканале БСТ. В другие дни через онлайн-платформы будут подключаться известные медийные личности республики и проводить беседы с детьми на интересные и актуальные темы.

Третий вариант обучения для тех школ, которые располагаются в населенных пунктах, где интернета нет вообще. Таких в регионе 93. В основном это малокомплектные учебные заведения. Для таких случаев разработаны так называемые бумажные кейсы. Педагог готовит и печатает задания, которые три раза в неделю будут доставляться дежурным учителем на школьном автобусе по адресам учеников. И таким же способом он будет забирать выполненные задания.

Есть еще один вариант – дежурные классы в школах для обучения детей начальных классов. Этим вариантом могут воспользоваться родители, которые обязаны в период нерабочей недели трудиться. Группы должны состоять не более чем из 15 человек. Создавать или не создавать такие группы, каждый муниципалитет будет самостоятельно. Так, в Уфе решили обойтись без них.

Дистанционное обучение, отметил министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, является обязательным. За отсутствие на уроке будут, как и обычно, ставить пропуск.

 

Где взять компьютер?

Один из самых популярных вопросов, возникших у родителей, - что делать если компьютера или ноутбука в семье нет? В Министерстве образования РБ комментируют, что, во-первых, можно использовать при наличии планшеты или смартфоны. Во-вторых, всем муниципалитетам поручено имеющиеся в школе ноутбуки раздать нуждающимся ученикам. В Уфе таким образом, по отчетам чиновников, всех детей обеспечили гаджетами.

Но если в городах с оснащенностью школ ситуация обстоит лучше, то в сельской местности приходится выкручиваться. Так, учитель математики одного из сел рассказала, что в ее классе у одного ребенка нет даже смартфона. В учебном заведении возможности выделить технику нет. Директор предложила подготовить для этого школьника бумажные задания, в таком случае учителю пришлось бы трижды в неделю носить их в школу и оставлять на вахте, а ученику – забирать. Педагог нашла другой вариант - попросила помочь с передачей заданий соседку ученика, у которой есть и компьютер, и смартфон.

Другая распространенная ситуация – школьников в семье несколько, а гаджет – один. А уроки начинаются для школьников в одно время. В министерстве предлагают импровизировать – либо второй ребенок работает через смартфон, либо учитель высылает задания на почту.

    Всего в республике 488 тысяч детей. 300 тысяч из них будут подключаться к онлайн-урокам. Около 140 тысяч - получать задания по электронной почте. Оставшиеся 48 тысяч – либо получают бумажные задания, либо учатся в дежурных группах.

Стихи через WhatsApp

Следующий большой вопрос – как будут работать образовательные платформы.

Образовательная платформа – это ресурс, на котором учитель может в онлайн-режиме взаимодействовать с учеником, используя имеющиеся методические материалы, задания и видеоуроки.

По информации начальника управления образования Уфы Елены Хаффазовой, большая часть уфимских школ планирует работать на таких платформах как «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа», «Яндекс-Учебник», «Интернет-урок», «Фоксфорд» и т.д.

В течение последних дней родители начали регистрировать и тестировать платформы и тут выяснилось, что они очень часто зависают, происходят сбои. Такие факты фиксируют на таких крупных ресурсах как «Российская электронная школа», «Учи.ру», «ЯКласс».

«Регистрировалась на «РЭШ» в течение трех дней, потому что постоянно выдавало ошибку, - говорит уфимка Альбина Мукминова. – Зарегистрироваться в итоге получилось, но при попытке даже покликать на разные разделы периодически «выкидывает».

«Только чтобы зайти на сайт Учи.ру, нужно потратить полчаса. А потом ещё постоянно выкидывает с сайта из-за перегруженности», - говорит другая уфимка Анастасия Богданова.

И эти проблемы возникли всего лишь на стадии подготовки. 6 апреля, когда все школьники страны «пойдут учиться», все они могут «рухнуть» от наплыва посетителей.

По словам министра образования и науки РБ Айбулата Хажина, ситуация обсуждалась с руководителями крупных платформ. По их данным, ресурсы могут одновременно обслуживать до 6-7 млн подключений. Для сравнения, в одной только Башкирии около полумиллиона человек. Даже если учесть, что школы используют 5-6 видов платформ, нагрузка будет высокой. В такой ситуации вся надежда на YouTube, ZOOM, Skype и другие ресурсы, позволяющие проводить видеоконференции с детьми, чтобы объяснить текущую тему и дать задания.

А что еще вероятнее – учеба может уйти в мессенджеры. Уфимский учитель русского языка, также жалующаяся на постоянные проблемы с «РЭШ», говорит, что в случае таких сбоев намерена просто скидывать в чате WhatsApp номера упражнений из учебников. А затем ученики пришлют ей в личных сообщениях фото выполненного задания.

«А стихи наизусть по литературе будут читать через видеозвонок», - рассказывает она о своих планах.

 

Не провалим ли ЕГЭ?

Возникают опасения, что если такая форма обучения затянется, то это может привести к ухудшению качества знаний, а также отразится на результатах ЕГЭ.

Начало основного этапа ЕГЭ перенесено на 8 июня (для одиннадцатиклассников), а ОГЭ - на 9 июня (для девятиклассников).

Преподаватель русского языка и литературы уфимской гимназии №93, автор пособий и КИМов по ЕГЭ Андрей Блинов говорит, что спрогнозировать, как дистанционное обучение отразится на экзаменах, сейчас сложно.

- Здесь многое зависит от самих детей, их мотивированности, от участия родителей и многих других факторов. Но кое-что зависит и от учителей: если вовремя оказать психологическую поддержку каждому ученику исходя из его психологических особенностей, правильно мотивировать, объяснить степень ответственности, успокоить или, напротив, накрутить (каждому своё) их, то можно добиться даже лучших результатов. Просто учителя в это время должны понять, что не стоит перегружать учеников теми предметами, которые они не будут сдавать в форме ЕГЭ.

По его словам, если педагог наладит нормальную обратную связь с учениками, ребята будут выполнять задания не «впустую», то разница между результатом учебы очно и онлайн будет незаметной. Один из плюсов дистанционного обучения, по его мнению, в том, что каждый может работать в удобном для него темпе.

 

«Потихоньку произойдет слом старой системы»

Есть мнение, что неожиданно возникший масштабный эксперимент с дистанционным обучением, наоборот, подстегнет вялотекущий процесс цифровизации этой сферы. Эксперт в сфере образования, экс-проректор УГАТУ Руслан Хисамутдинов считает, что школы получат огромный опыт организации дистанционного обучения. И эта форма активнее проникнет в систему образования.

- Когда-то должен же произойти слом этой старой системы, в которой у ученика предполагалось только два источника информации - учитель и учебник, - комментирует он. - На мой взгляд, дети готовы к дистанционному обучению гораздо лучше учителей. А вот если педагоги сведут обучение к вещанию наработанного материала по видеоконференцсвязи на класс, то ничего и не произойдет. Дети могут находить информацию сами и сами обучаться, а учитель должен только помогать, подсказывать, направлять.

Также, по его словам, это хороший шанс для сельских детей получить знаний больше, чем может дать свой деревенский учитель.

- Но при условии качественного доступа в сеть и нормального образовательного контента, которого пока нет. Его надо создавать. Наиболее качественный на сегодня, почему-то, на платных ресурсах, на которых разработчик получает какое-то роялти от потребителя, - говорит эксперт.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное