Прислать новость

«Тревожная кнопка» для галочки: как в Уфе деградировали «умные» остановки

08:55, 20 Февраля 2020

| c15800

Валерия ПАНАЕВА

В середине февраля Радий Хабиров, совершая рабочую поездку по Уфе, протестировал «умную» остановку на Бульваре Баландина в Инорсе. Глава Башкирии с присущим ему перфекционизмом ждал автобус, номер маршрута которого высветился на табло. «Умная» остановка подвела – автобус в назначенное время так и не появился.

«Тревожная кнопка» для галочки: как в Уфе деградировали «умные» остановки
Фото Булата Салихова
Прослушать новость

Первую «умную» остановку в Уфе установили в марте 2018 года. На открытии остановки общественного транспорта нового поколения «Гостиный двор» присутствовал бывший мэр города, а ныне член Совета Федерации от Башкирии Ирек Ялалов. Финансово поддержанный уфимскими депутатами проект стал для Уфы первым опытом межведомственного взаимодействия в благоустройстве общественных пространств. Уфимские компании разработали умную «начинку» и антивандальный каркас остановочного комплекса, заверив, что это не только современное, но и безопасное решение для города. К сожалению, впоследствии оказалось, что хулиганов это не испугало – одна из центральных остановок все же была изуродована и разбита.

«Умная начинка»

По информации единой информационной системы в сфере госзакупок, муниципальный контракт на установку «умных» остановок был заключен в августе 2019 года с неким ООО «Эврика». Поставщик был найден в течение 10 минут после объявления аукциона, и при начальной цене в 94,8 млн рублей выиграл тендер с суммой 94,4 млн рублей. Стоимость одной «умной» остановки в Уфе достигает 850 тысяч рублей. Всего же по городу планируют установить 135 «умных» остановочных пунктов.

Предполагалось, что стандартная современная остановка должна включать в себя информационное табло с номерами маршрутов и временем их прибытия, данные на котором отображаются благодаря сигналам установленных в транспорте датчиков ГЛОНАСС. Эти же данные анализирует приложение «Умный транспорт», которое определяет расчетное время, оставшееся до прибытия того или иного маршрута к каждой остановке, и автоматически выводит на экран. Кроме информации о движении транспорта, на табло должны отображаться текущее время, дата, день недели и данные о погоде. «Умная» остановка также должна быть оснащена USB-портом для зарядки мобильных устройств, системой видеонаблюдения, «тревожной кнопкой» экстренного вызова полиции, а также иметь бесплатный доступ к Wi-Fi. Кроме того, на каждой остановке должна находиться карта города с указанием местонахождения остановки и достопримечательностями Уфы, а также расписанием маршрутов.

_DSC8610.jpg

В скором будущем «умные» остановки планируют объединить в единую интеллектуальную систему, которая должна будет повысить качество обслуживания пассажиров наземного общественного транспорта за счет предоставления им актуальной информации, обеспечения комфорта и безопасности. 

Сломанное табло для уфимцев и город без достопримечательностей

Первое, что бросилось в глаза и сразу разочаровало, - ни на одной остановке нет никакой инструкции по работе с системой «Гражданин Полицейский». Через несколько дней после «рейда» по «умным» остановкам в мэрии Уфы рассказали, что при нажатии кнопки гражданин оповещает службу 112 о правонарушении, чрезвычайной ситуации или преступлении. После нажатия на кнопку гражданину должен в реальном времени ответить диспетчер и узнать подробности инцидента. Одновременно диспетчер может просматривать видеопоток со всех видеокамер, а при необходимости включить громкоговоритель и сирену. Будут ли к жителям применяться санкции за ложный вызов – не совсем понятно. Было решено не рисковать. Тем временем в пресс-службе МВД заявили, что ведомство не имеет отношения к данной функции, и как работает «тревожная кнопка» полиция не в курсе.

Остановка «БашГУ» со стороны университета особенно популярна у студентов и молодежи, поэтому функционал остановочного комплекса здесь важен как никогда. Известно, что данная остановка подключена к электросетям «Уфагорсвета» и, по сути, на ней все должно работать. Однако табло, по которому студенты могли бы ожидать нужный автобус, оказалось сломанным. Карты маршрутов и достопримечательностей города здесь также не оказалось. Зато USB-портал оказался рабочим – так что телефон подзарядить здесь точно получится. К бесплатному Wi-Fi на остановке, к сожалению, подключиться не удалось.

IMG_20200213_153221.jpg

IMG_20200213_153238.jpg

Другой остановкой, которой часто пользуются студенты, стала «умная» остановка «Дом актера имени Б.А. Юсуповой» возле БГМУ. Пожалуй, эта современная остановка произвела наилучшее впечатление. Табло работало и отображало дату, время и прогноз погоды, правда, так бледно, что увидеть текст можно лишь тогда, когда подойдешь близко к экрану. На ветрозащитных стеклах висело расписание сразу нескольких маршрутов. USB-портал также работал. А вот с Wi-Fi снова не повезло – смартфон не выдавал никаких доступных подключений.

IMG_20200213_153836.jpg

Рабочее инфотабло оказалось и на остановке «Госкомитет РБ по делам юстиции» по улице Цюрупы. Правда, здесь отсутствовала карта с маршрутами и их расписанием. Зато «ловил» бесплатный Wi-Fi и USB-портал, а табло подсказывало пассажирам время и прогноз погоды на ближайшие часы.

IMG_20200213_155222.jpg

«Умная» остановка «Универмаг Уфа» на стороне ТРК одновременно и порадовала, и удивила. Работающее табло, расписание автобусов, точка доступа Wi-Fi… И при этом отсутствие «Тревожной кнопки» и USB для подзарядки гаджетов.

IMG_20200213_160910.jpg

Установленными, но не подключенными к сети оказались «умные» остановки на «Спортивной», «Театре НУР» и «Трамплине». Оказалось, что таких, «не доведенных до ума», остановок в городе 59.

Как долго остановки будут находиться в тестовом режиме, пока неясно. По информации портала госзакупок, приобретением, монтажом и ремонтом «умных» остановок занимается компания «Эврика», адрес которой совпадает с рекламной компанией «Солнечный круг». По данным бизнес-справочника 7m, на сегодняшний день «Эврика» заключила пять контрактов по «умным» остановкам на общую сумму свыше 98,7 млн рублей. Современные остановочные комплексы планируется установить в Кумертау, Стерлитамаке и Салавате. По данным портала «Чекко», ООО «Эврика» имеет косвенные признаки фирмы-однодневки. Исходя из сведений о налоговой отчетности предприятия с kartoteka.ru, прибыль предприятия в 2018 году составила всего 145 тысяч рублей. Вместе с этим именно эта фирма выиграла тендер на приобретение и установку «умных» остановок в Уфе.

Примечательно, что «Эврика» заключает контракт с уфимским УКХиБ уже не первый раз – в феврале 2019 года дело о переносе металлоконструкции флаговой установки «Круг» закончилось тем, что управление уфимской мэрии задолжало компании больше 99 тысяч рублей за выполненную работу. Суд встал на сторону истца ООО «Эврика» и обязал власти выплатить компании положенную по договору сумму.

Любопытно, но на странице директора фирмы Андрея Сидоркина в соцсетях размещен ролик об «умных» остановках, в котором сообщается, что полностью они должны были заработать в конце ноября 2019 года. Однако на деле оказалось совсем по-другому.

«Умные» остановки в других городах и регионах

Сегодня «Умные» остановки появляются во многих крупных городах мира и являются частью цельной инфраструктуры «умного города» Smart City. Модели интеллектуальных остановочных павильонов везде разные – некоторые из них даже могут вести учет плотности потока транспорта и пассажиров.

Опыт показывает, что «умными» стали остановки в ближайших к Уфе городах и регионах. Так, в Казани первая «умная» остановка появилась в январе 2019 года – почти на год позже, чем в Уфе (март 2018 года). Отличие казанской остановки в закрытом типе комплекса с дверьми, а также в наличии вендингового автомата, в котором горожанин может купить кофе или чай. Кроме того, казанский остановочный павильон обогревается зимой и продувается кондиционером летом. По данным издания Prokazan.ru, инвестиции в «умные» остановки в Казани составят не менее 250 млн рублей. Стоимость одной такой остановки, по сравнению с уфимской, дороже в два раза и достигает 2 млн рублей. Реализовать проект планирует ПАО «Ростелеком».



«Умная» остановка в Казани. фото Александры Герасимовой / evening-kazan.ru

В соседнем Оренбурге местная администрация в декабре 2019 года провела торги на установку «Умных остановок». Стоимость одного павильона, как и в Казани, составляла около 2 млн рублей. Победителем стала компания «Виктория», которая, по данным радиостанции «Эхо Москвы» в Оренбурге, зарегистрирована по одному адресу с фирмой, принадлежавшей местному депутату Александру Шмарину. При этом выяснилось, что закупками и ценами «умных» остановок в области заинтересовалась прокуратура. Изначально на их оборудование планировалось выделить 47 млн рублей. Ведомство, в свою очередь, приостановило осуществление двух закупок общей суммой в 11 млн рублей. Такое решение приняли после анализа формирования цены контракта. По данным радиостанции, проверка прокуратуры установила, что местное управление дорожного хозяйства потратило средства на дополнительные соглашения, которые не предусматривались контрактами. Кроме того, часть работ приняли, несмотря на то, что они были выполнены не в полном объеме. В отношении начальника управления возбудили административное дело, в адрес главы Оренбурга внесено представление. Несмотря на это, в городе уже появилось 9 современных остановочных комплексов.


«Умная» остановка в Оренбурге. Фото Юрия Стекачева / orenonline.ru

Внедрение «умных» остановок посчитали главным событием 2019 года 43% нижегородцев-участников опроса. Соответствующий проект реализуется в Нижнем Новгороде в рамках договора о концессии с ПАО «Ростелеком». По данным «Коммерсантъ-Приволжье», объем инвестиций оценивался в 1,6 ­млрд рублей, а само соглашение предусматривало размещение 334 установок по городу начиная с 2018 года. При этом, по данным издания, из бюджета на «умные» остановки средства не выделяются, деньги полностью вкладывает концессионер, который планирует окупить инвестиции за счет доходов от размещения рекламы на остановках. Сегодня в городе установили уже 118 «умных» остановок. С одной из них даже случился забавный инцидент – в декабре 2019 года прямо на остановке транслировался запрещенный фильм-расследование Алексея Навального.


«Умная» остановка в Нижнем Новгороде. Фото Арины Сумановой / vgoroden.ru

«Умные» остановки появились в 2019 году и в Екатеринбурге. Как сообщает АиФ-Урал со ссылкой на городской Комитет по транспорту, за год в столице Урала обустроили 105 остановок, в 2020 обновят еще 200, при этом около 50 будут оснащены мультимедийными системами.


«Умная» остановка в Екатеринбурге. Фото «Инцидент Екатеринбург» / vk.com

В Новосибирске стоимость «умных» остановок предварительно оценивают в 350 млн рублей. Средняя цена одной подобной остановки составляет около 1,2 млн рублей. Конкурс для определения концессионера городские власти планируют объявить в марте этого года. Предполагается, что 156 остановок из 250 будут представлять собой павильоны, где пассажиры смогут погреться в морозную погоду, выпить чай или кофе – как в Казани. Ориентировочный срок концессионного соглашения — 15 лет, включая этапы создания и эксплуатации сети. При этом, как сообщает «Ъ-Сибирь» со ссылкой на начальника управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Максима Леоненко, «наличие опыта в реализации таких проектов необязательно».


«Умная» остановка в Новосибирске. Фото novo-sibirsk.ru

На севастопольском пляже «Бухта Омега» «умную» остановку и вовсе окрестили символом проблем города, как пишут местные СМИ. Горожане активно осуждали установку, называя «дешевой подделкой, увешанной рекламой» прямо перед «аутентичной и сохранившейся с 70-х годов конструкцией», и вовсе опасаясь за полный демонтаж символа города. Позже департамент транспорта Севастополя сообщил, что «умная» остановка была поставлена в обход властей, однако, по данным местных СМИ, она может быть вновь установлена после согласования с местным правительством.

Удивительно, но в России в одном из городов «умные» остановки не прижились. Спустя два года после установки, два остановочных комплекса демонтировали в Челябинске. Как сообщает Znak.com, на баланс муниципалитета остановки приняты не были, а собственник следил за ними не больше полугода. Потом их просто бросили: электричество отключили, интерактивные экраны заклеили, урны просто валялись рядом – их даже не укрепили.

Мнение уфимцев

Сами же горожане неоднозначно восприняли новость о появлении «умных» остановок в городе. Да и сейчас, сталкиваясь с неработающими USB-порталами и сломанным информационным табло, некоторые уфимцы уверены – лучше для них, как для пассажиров, не стало.

- Зарядки нет, тупо стоят никчемные коробки и всё, - считает один из пользователей.

- Пока их к весне подключат, вандалы успеют разломать то, что есть, - считает уфимка Ростислава.

- А чем эти остановки умные? Там в час пик 50-100 человек от дождя, ветра, снега укрыться смогут? - задается вопросом местный житель Андрей.

- Лучше бы поставили любые остановочные павильоны там, где их нет вообще. Только знаки «А» под открытым небом, - делится идеей Владислав.

_DSC8619.jpg

В самом «Солнечном круге» нашли объяснения тому, почему остановки до сих пор полностью не укомплектованы.

- На сегодняшний момент все остановочные павильоны установлены, этот процесс идет с ноября 2019 года. У первой остановки была другая конструкция, павильон был из другого профиля. Мы свои обязательства по изготовлению и установке павильонов выполнили в срок, сейчас идет этап подключения и сдачи остановочных павильонов. Здесь все зависит не только от нашей организации. Есть ряд нюансов с Уфагорсветом и частными ларьками, с которыми нужно подписывать допсоглашения для подключения остановки к их стационарной точке электроснабжения. В тестовом режиме все остановки уже запускались, они все функционируют. Пока полностью они все не подключены, система в целом не работает. Сейчас девять остановок в Деме и в центре, и 20 остановок в Инорсе уже сданы по контракту, а остальные 106 павильонов город окончательно не принял, на баланс города они не перешли.

Мы являемся изготовителем, разрабатываем софт и программное обеспечение, чтобы все это функционировало, дальнейшее функционирование остановок – не столько наша ответственность, сколько вопрос технического характера. Работа табло прибытия и расписания маршрутов должна быть синхронизирована с системой ГЛОНАСС, которая есть на каждом автобусе «Башавтотранса». За некорректную информацию с табло мы не можем ответственность взять, система находится у них.

Насчет «Тревожной» кнопки я с вами соглашусь, ложные вызовы должны расцениваться как ложные. Но вопрос работы этой кнопки немного не по адресу. Данная система действительно позволяет сделать вызов в систему 112. Что касается навигационных карт с достопримечательностями Уфы, то наклеить их на все остановочные пункты не позволяет температурный режим. Изначально конструкции изготовлены и установлены, люди могут ими пользоваться как остановочным павильоном. Это первый опыт работы в таком большом проекте, все в одной лодке находятся. Никаких сложностей в плане взаимодействия и коммуникаций с управлением администрации Уфы и другими структурами нет. По идее, полностью все должно функционировать к концу марта 2020 года, - сообщил Сергей Матвеев, руководитель отдела продаж агентства «Солнечный круг».


_DSC8617.jpg

О том, что «умные» остановки будут полностью оснащены и «укомплектованы», председатель Госкомтранса Башкирии Тимур Мухаметьянов сообщал Хабирову еще год назад. Однако в настоящее время многие остановочные комплексы оказались привезены и брошены – отсутствие «ума» у большинства остановок чиновники так же, как и «Эврика», объясняют тем, что они пока не подключены к системе электроснабжения.

Почему в городе сменились остановочные конструкции, а их установка началась лишь в ноябре 2019 года, если презентация руководству республики произошла еще в феврале прошлого года? По какой причине установка «умных» остановок пришлась на самое неудобное время года? Когда конкретно остановки заработают в штатном режиме, а электронное табло перестанет выдавать «солнечно» в метель? И придется ли уфимцам ждать обещанного три года?


  • Круглосуточная горячая линия Минздрава РБ +7 (347) 286-58-27, +7 (347) 279-91-20 (По вопросам информации о коронавирусной инфекции, возвращение из стран с неблагополучной эпидобстановкой, больничным)
  • Горячая линия администрации Уфы +7 (800) 250-56-04 (по вопросам коронавирусной инфекции)
  • Круглосуточная горячая линия ОНФ для помощи пожилым и маломобильным гражданам +7 (800) 200-34-11 (оказание помощи с покупкой и доставкой продуктов, лекарств и предметов первой необходимости)
  • Горячая линия Госкомитета по туризму РБ +7 (800) 505-94-56 будни: 10.00 – 20.00 ; выходные: 11.00 – 18.00 (По вопросам отмены туров, возврата билетов, возвращению из-за границы)
  • Горячая линия Министерства образования РБ +7 (347) 292-11-52 будни: 09.00 – 18.00 (по вопросам дистанционного обучения, переноса ЕГЭ, продления каникул и т.д.)

ПОДЕЛИТЬСЯ