пришлите новость

Депутат Госдумы Зариф Байгускаров: «Если бы полиция добросовестно и вовремя проверила карьеры, инцидента в Темясово не случилось бы»

13:20, 13 февраля 2020

О предстоящем принятии изменений в Конституцию РФ, о роли Парламента в этом процессе и взаимодействии с региональными органами власти мы пообщались с депутатом Госдумы РФ Зарифом Байгускаровым. Политик не скрывает, что разбазаривание лесов и природных ресурсов связано с коррумпированными силовиками. Он столкнулся с этим, когда разбирался с проблемой незаконной добычи природного камня в республике.

Депутат Госдумы Зариф Байгускаров: «Если бы полиция добросовестно и вовремя проверила карьеры, инцидента в Темясово не случилось бы»

«России нужен Инвестиционный кодекс»

Рамиль Рахматов (Р.Р.): - Зариф Закирович, самой актуальной темой сегодня остаются изменения, предложенные президентом РФ в основной закон, и его Послание. Как вы их оцениваете?

Зариф Байгускаров (З.Б.): - Предложения президента я оцениваю, безусловно, позитивно. Они просто назрели. Конституция была принята 26 лет назад в других условиях. Была предвоенная ситуация на Кавказе, кризис в экономике. Сегодня обстановка совсем иная. Экономика хотя и имеет ряд проблем, но уже стабильна. Именно поэтому ключевыми являются предложения президента социального характера: уравнивание МРОТ с прожиточным минимумом и прописка индексации пенсий в Конституцию. Кто-то может сказать, что сейчас это прописано в Федеральном законе. Но экономическая конъюнктура меняется, и периодически правительство не исполняло данную норму. В Конституции РФ этого уже не будет, меры социальной поддержки никто по своему усмотрению не отменит.

Р.Р.: - Что еще зацепило вас как депутата?

З.Б.: - Президент сделал упор на инвестиции. Его предложение возмещать регионам выпадающие доходы по льготам стратегическим инвесторам имеет огромное значение для субъектов, в том числе для Башкортостана. Республика, представляя преференции для инвестора, теряет налоги, то есть доходы своего бюджета. Но и не делать этого она не может, иначе инвестор уйдет в другой регион. Теперь у республики появится больше возможностей для привлечения инвестиций, ведь из федерального бюджета будут компенсироваться 2/3 выпадающих доходов.

Р.Р.: - Парламентарии уже начали реализовывать это предложение в форме федерального закона?

З.Б.: - Да, работа идет очень интенсивная, озвучиваются многие предложения. Я считаю, что нужно закрепить все эти нормы в форме Инвестиционного кодекса. В нем должны быть отражены все предложения президента в данной сфере. Сам кодекс сегодня необходим, так как многие нормы инвестиционного законодательства были написаны еще в 90-х годах и сейчас устарели. Они должны быть в каждом регионе. Необходимо прописать четкие регламенты и сроки для тех или иных действий. Инвестор должен быть защищен.

Р.Р.: - Вы говорите о единых правилах игры. Но каждый регион хочет быть наиболее привлекательным для инвесторов. Останется ли им зазор для введения собственных норм в этой сфере?

З.Б.: - Безусловно, ведь каждый регион по своим мерам поддержки и налоговым ставкам будет принимать решение самостоятельно. Плюс никто не ограничивает субъекты по иным мерам для привлечения инвесторов.

Почём социальные меры?

Р.Р.: - Большой блок Послания касался улучшения демографической ситуации. Ряд предложений вызвал критические оценки, в частности финансовое стимулирование деторождения. Меньше нареканий к бесплатному школьному питанию, пособиям до 7 лет. Помогут ли данные меры?

З.Б. – На мой взгляд, улучшение ситуации будет. Конечно, детей не рожают ради денег. Но поддержка со стороны государства облегчает обязанность родителей поставить детей на ноги. Данные меры можно назвать беспрецедентными, их не было даже в советское время. Размер пособия в 57 рублей не менялся лет 15! В июне прошлого года мы приняли законопроект о том, что с 1 января пособие на детей составит около 10 тыс. рублей. Но есть условие – доход должен быть не больше двух прожиточных минимумов на члена семьи. Например, на семью из 5 человек - меньше 100 тыс. рублей. Мы прекрасно с вами понимаем, что в сельской местности получателями пособия станут практически все семьи с детьми. Президент предложил пойти еще дальше и выдавать пособия за детей не до трёх, а до семи лет. В этом случае речь идет о семьях с доходом менее одного прожиточного минимума на члена семьи. То есть порог опускается. В этом году пособие составит 5,5 тысячи рублей, с 2021 года – уже почти 11 тысяч. В масштабах страны на выплату пособий потребуется порядка 4,5 трлн рублей. Казна не потянет, поэтому средства пойдут из резервного фонда.

Р.Р.: - В связи с поручениями главы государства насколько интенсивнее стала работа парламента?

З.Б.: - Седьмой созыв Госдумы РФ изначально трудится очень интенсивно. Раньше наши предшественники работали две недели в Думе и две недели в регионе. Сейчас в регионе мы находимся лишь 7 дней в месяц, а пленарных заседаний у нас три в неделю. К началу созыва был накоплен огромный массив законопроектов, в том числе и с 90-х годов. Они не должны лежать балластом, и мы практически все из них рассмотрели. Так что ничего особенного для нас не случилось. Как работали активно, так и работаем. Я не пропустил ни одного заседания.

Р.Р.: - Политическую часть Послания уже обсудили очень многие специалисты. Но люди до сих пор не понимают, откуда такая спешка. Так называемое общенародное голосование запланировано уже на апрель. Куда спешим?

З.Б.:- Я считаю это правильным. Конституция так меняется впервые за 26 лет. Все эти поправки, реализация Послания президента необходимы простому народу. Следует внести изменения не только в основной закон, но и в большое количество федеральных законов, и подзаконных актов, чтобы все это заработало.

«Голосование за других есть везде»

Р.Р.: - Смежная тема. Федеральный конституционный закон требует одобрения региональных законодателей. У нас с постановлением Госсобрания РБ от 22 января получилось не очень красиво. Потом уже на заседании Курултая депутаты засветились на голосовании друг за друга, посторонними делами в смартфонах. Что происходит с башкирскими депутатами? Аппарат Госсобрания, спикер Константин Толкачев утратили контроль? Ему, может, пора и честь знать?

З.Б.: - По взаимодействию с Госдумой РФ наше Госсобрание одно из самых лучших в стране. По количеству выдвинутых инициатив, принятых законопроектов оно на хорошем счету. Что касается голосования за других, то, к сожалению, это пока есть везде, даже в Госдуме РФ. Председатель Вячеслав Володин запрещает это делать, следит за всеми. Кто-то может просто выйти в туалет и оставить карточку коллеге. Думаю, скоро этому придет конец, так как поступит оборудование для голосования через идентификацию депутатов. Оно будет реагировать на лица.

Р.Р.: - Этот вопрос я задавал вице-спикеру Госсобрания РБ Эльвире Аиткуловой. Повторю его вам. Какой сценарий нас ждет по сохранению Владимира Путина в вертикали: «белорусский», «казахстанский» или «китайский»?

З.Б.: - Я уверен, что будет реализован демократический сценарий. Будет свободное волеизъявление народа и избран достойный преемник. Примеры других стран нам неприемлемы. Мы должны жить по-своему, жить достойно. Часто можно слышать критику происходящего в стране. Но необходимо понимать, что порядок в стране есть благодаря Владимиру Путину. Есть еще над чем работать, но нет такой страны, где все всем довольны.

Р.Р.: - Перейдем к вашей непосредственной работе парламентария. Год назад, когда по вашей инициативе разрешили собирать сельчанам валежник, в СМИ и соцсетях над вами сильно поиздевались. Мне не показалось это смешным, так как я знаю реальную жизнь на селе. А вам не было обидно?

З.Б.: - Было обидно, это меня задело. В 2016 году во время избирательной кампании я провел более 300 встреч. Жители села часто говорили, что живут практически в лесу, но не могут получить дрова. Им нужно ехать на десятки, если не сотни, километров в райцентры, проходить инстанции и платить 5-6 тысяч рублей. Я задумался и обсудил ситуацию с коллегами в Госдуме РФ. К слову, я все свои законопроекты стараюсь обсудить с органами власти РБ. Так вот, Минлесхоз был против данного закона. Мол, если людям разрешить собирать валежник, то они будут рубить нормальный лес. Я же исходил из того, что само Министерство обязано очищать лес, проводить профилактику жука короеда, чистить противопожарные дороги и многое другое. Но они этим не занимаются, нет сил и средств. Так дайте людям эту возможность! Поэтому мы приняли закон о валежнике, только с двумя ограничениями. Это запрет на сбор в противопожарный период и на выделенных делянках. Кстати, эта сфера совместного регулирования, поэтому субъекты должны были принять свои законы. Были попытки ввести ограничения по размеру упавших стволов, запретить вывоз валежника техникой. Минлесхоз РБ хотел, чтобы сельчане оформляли разрешения на бесплатный сбор валежника. В таком случае терялся весь смысл, человеку пришлось бы снова идти на поклон к чиновнику, появилась бы возможность для требования «магарыча», коррупции. В итоге мне удалось добиться принятия закона без ограничений. За год жалоб не возникло. Вы помните ситуацию с Идрис-агаем в Бурзянском районе? Мне тогда пришлось вмешиваться самому. Еще раз повторяю, не требуется никакого разрешения. У меня в соцсетях опубликованы разъяснения. Пользуйтесь.

Миллиарды уходили из республики

Р.Р.: - Год назад стартовала кампания по наведению порядка в сфере добычи полезных ископаемых, камня, ПГС. Как изменилась ситуация в Башкортостане за это время?

З.Б.: - О происходящем в отрасли я также узнал в 2016 году в Темясово. Люди жаловались на незаконные карьеры. Я поехал туда и ужаснулся: незаконная добыча на многие миллионы рублей, нелегалы, вырубленный лес и разбитые дороги. При этом ни рубля не шло в местные бюджеты. Я спрашивал у руководства района, почему они молчат. Те как-то смешались и говорят, мол, правоохранительные органы молчат, вот и мы молчим. Поэтому уже будучи депутатом, я начал этим заниматься, направил 27 запросов во все органы. В первую очередь, это забота Минэкологии и природопользования РБ, оно выдаёт лицензии.

Р.Р.: - Постойте, так они говорили, что лицензии выдавала Приволжскнедра, разве не так?

З.Б.: - Выдают лицензии на камень, заключают договоры и ведут контроль в Минэкологии. Они должны ежемесячно проверять, получать отчеты о добыче. Но эти отчеты не собирались. Сколько добывалось камня – неизвестно, налоги не платились. Более того, разбитые дороги и мосты шли в нагрузку муниципалитетам. Карьеры не рекультивировали, леса не восстанавливали. Ни один карьер не привели в порядок. Я министра раз 20 уговаривал выехать на место. Он сказал мне, что по моему требованию увеличили штат территориального подразделения министерства в Сибае. А что толку? Да посади хоть 70 человек, но если они коррумпированные и незрячие, то ничего не изменится. Хотя бы через день они должны выезжать на все карьеры.

Р.Р.: - Мы тоже разбирались в ситуации с камнем. Многие недропользователи рассказывали, что министерство выдает определенное количество лицензий, а потом у нелегалов оказываются их двойники. Не проще ли сделать единую онлайн-базу выданных лицензий, отчетов, которую может проверить инспектор на месте?

З.Б.: - Было бы желание. У них не так много лицензий выдается. Компания получила лицензию, не сдала ни одного отчета, не заплатила ни рубля в бюджет. А Министерство продлевает лицензию. Мне ничего не могут ответить. На совещании в 2018 году с участием глав районов, районных прокуроров и начальников полиции я задавал вопрос, почему они не замечали вывод миллиардов рублей. Промолчали. На меня тогда они обиделись, но должны были на себя. Слава богу, что Радий Фаритович вернулся и занялся этой проблемой. К прежнему руководству республики я не раз с этой темой обращался, просил провести совещание. По моим обращениям возбуждались дела, но это были конкретные случаи. А системного решения не было. Мы с Радием Фаритовичем поехали на карьер. Глава района пытался нас отговорить, мол, не проедете. Проехали, снова ужаснулись. За нами приехало полицейское начальство. Я сказал главе РБ, что этот карьер «полицейский», оформлен на отца начальника ОБЭП. Начальник райотдела заявил, что данный сотрудник уволился. Но сколько лет он «крышевал» этот карьер? Таких случаев очень много. Все они были связаны между собой, поэтому молчали. Вот только почему молчали люди? Благодаря вмешательству Радия Хабирова, ситуация изменилась. Хищения прекратились, началась рекультивация карьеров, сменился министр. В мае я был там на карьере. Оставались вопросы к Минлесхозу РБ по вырубленным деревьям, сегодня они разрешены. Сначала лесники доложили, что все исправили. Оказалось, нет. Потом отчитались наложенным штрафом. Я потребовал налагать штрафы повторно до исполнения. В итоге все сделали.

Сколько миллиардов уходило из республики! Я не против бизнеса, но порядок должен быть. Лицензии должны выдаваться с условием, что предприятие зарегистрировано в республике, и даже в этом районе. Все обязаны отчитываться, создавать переработку камня здесь и продавать продукцию в 5-10 раз дороже, а не сырье.

Р.Р.: - Снова смежный вопрос. Представители чеченской стороны после инцидента в Темясово называли вас заказчиком и кукловодом в этой истории. Как вы это прокомментируете?

З.Б.: - Когда я в эту историю влезал, то меня предупреждали, что тема сложная. Людей вызывали в Белый дом. Кто-то испугался. Мне сказали, что я лезу в область, где крутятся огромные деньги. Но я пошел на это осознанно. В августе 2018 года поехал на карьер. Лицензию мне не показали, сославшись, что она якобы в Чечне. Как-то неожиданно приехала полиция, хотя я никого не оповещал о своем визите. Они вообще как-то странным образом всегда за мной появлялись, без приглашения. Я обратил внимание полицейских, что нет лицензии, нет трудовых книжек и прочего. Поручил провести проверку и сказал, что работы на карьере не должны вестись. Это все услышали, поэтому меня и записали во враги. Но если бы полиция Баймака выполнила мое поручение, провела проверку законности работы карьера и ребят из Чечни, то сентябрьского инцидента в Темясово не случилось бы.

Р.Р.: - Напоследок озвучу свежие слухи. Поговаривают, что вы можете занять вакантное кресло министра земельных и имущественных отношений РБ. Есть такие планы?

З.Б.: - Нет, такого предложения не озвучивали. Хотя признаюсь, что за последние два года поступали разные предложения. Хочу доработать свой срок депутата. Во время избирательной кампании и на встречах с избирателями я получил более двух тысяч наказов и дал по ним обещания. Моя первоочередная цель – по максимуму их выполнить. Я связываю свою дальнейшую судьбу с республикой, но пока надо работать. К слову, и с детьми у меня есть уговор об их возвращении домой после учебы.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное