Экономика

Как правильно общаться с коллекторами

11:24 20 Апреля 2015
Автор: Любовь МАМИНА
Все материалы автора
Что можно противопоставить угрозам и ночным звонкам?
Как  правильно общаться с коллекторами
Маленькие долги могут обернуться большими проблемами с коллекторами. ProUfu.ru

По данным Национального банка РБ, сегодня в Башкирии просрочка кредитной задолженности граждан составляет 7,1% от объема выданных кредитов. По стране этот показатель чуть ниже – 6,6%. При этом задолженность, к сожалению, неуклонно растет с каждым месяцем. Не сложно предположить, что уже немалая часть жителей региона, скорее всего, не понаслышке знает, кто такие коллекторы и насколько неприятно с ними общаться. Однако методы защиты от них все-таки можно найти.

Долговая яма
Конечно, быть должником неправильно. И мало кто добровольно взвалит на себя такую психологическую нагрузку. Но в пору экономического кризиса, когда человека могут запросто отправить в неоплачиваемый административный отпуск или пуще того – уволить, бесконечно задерживая расчет, оказаться в роли должника может практически любой. И если у человека есть при этом банковские кредиты он имеет все шансы пополнить число должников. Тогда общения с коллекторами не избежать.

Своими впечатлениями от общения с коллекторами должники активно делятся в соцсетях. Поскольку жалованье каждого из них зависит от выбитых долгов, все коллекторы по максимуму стараются побудить должников их вернуть. Нередко коллекторы сочиняют модель общения с должниками самостоятельно. В телефонных диалогах, смс-сообщениях и электронных письмах должникам, помимо досрочного погашения и испорченной кредитной истории, коллекторы сулят вторжение некой оперативной группы, судебные разбирательства, арест и конфискацию имущества, запрет на выезд за границу и т.д. Не редкость, к сожалению, и угрозы физической расправой или поджогом.

Помимо официальных коллекторских агентств, которые строят общение с должниками в рамках закона, есть и так называемые «серые» коллекторы, которые не гнушаются любыми методами «выбивания» долгов. Угрозы – это методы убеждения как раз-таки из их арсенала.

3.jpg

Многие коллекторы находят должников в соцсетях и атакуют своими сообщениями не только их, но и всех их друзей и знакомых. По мнению адвоката, это уже может быть расценено как мелкое хулиганство.

Все методы хороши?
В большинстве законопослушных коллекторских агентств руководство предлагает сотрудникам придерживаться утвержденного сценария. Иногда сотрудникам предлагают самостоятельно разработать сценарий, поощряя их творческое начало. Согласованный текст становится собственным «ноу-хау» коллектора. Но не исключены и нештатные ситуации, когда коллекторов «заносит», и тогда они срываются на оскорбления и угрозы «не по сценарию».

Известны случаи, когда чересчур эмоциональные диалоги с коллекторами провоцировали у должников и их близких сердечные приступы. Широкий резонанс приобрел случай, когда в Москве дочка должницы, наслушавшись по ее телефону угроз от коллекторов, выпрыгнула из окна многоэтажки и стала инвалидом. Главная опасность таких угроз – именно их воздействие на неустойчивую психику.

circle (1).png
- Угрозы коллекторов редко имеют под собой основания, – уверен адвокат Игорь Орлов. – Лучше всего постараться записать такой телефонный разговор на диктофон. Тогда можно будет предъявить его в суде в качестве доказательства нарушений закона со стороны банка или коллекторского агентства. Сложность заключается в том, что коллекторы, как правило, меняются, таковы у них методы работы, отчасти напоминающие доброго и злого полицейского. А новому коллектору придется объяснять все заново. 

Важно помнить: по закону звонящий обязан представляться, полностью назвав свои фамилию, имя и отчество, а также банк и отдел, в котором он работает. Если собеседник не представляется, можете не продолжать разговор и повесить трубку.

- На дом они приезжают крайне редко. По крайней мере, в моей практике таких случаев не было. Даже если кто-то приедет, у них нет законного права проникать в ваш дом. - продолжает свой рассказ адвокат, - Что же касается передачи дела в суд, поступать так банкам крайне невыгодно, потому что сразу после начала судебного разбирательства приостанавливается рост процентов по долгу. Конфискация имущества – это право судебных приставов после вступления решения суда в законную силу.

Еще один актуальный момент: по закону размер процентов по долгу не может превышать его величину – то есть если вы должны 15 тысяч рублей банку, то вместе с процентами ваша задолженность не должна превышать 30 тысяч рублей. Расплачиваться по долгу лучше напрямую с банком и получать взамен справку о погашении долга.

Помоги себе сам
Игорь Орлов занимается защитой должников в спорах с их кредиторами. В его служебном досье немало таких историй, причем они касаются не только самих должников, но и их поручителей, родственников.

Пару месяцев назад уфимка Алина З. потеряла покой. Днем и ночью звонил телефон. Представители банка настойчиво требовали, чтобы она нашла неизвестного ей мужчину или погасила кредит вместо него. Пришлось женщине обратиться за помощью к адвокату.

- Мы подробно пообщались с Алиной, и она вспомнила, что год назад выручила коллегу, которого вскоре уволили с работы. Мужчина хотел взять кредит, но домашнего телефона у него не было. Он попросил коллегу стать его «контактным лицом» для банка. Она согласилась и дала свой номер, - пояснил Игорь Орлов

Часто банки требуют от заемщиков предоставить координаты любого контактного лица со стационарным домашним телефоном. Этот человек может помочь разыскать пропавшего должника, если захочет. Но терроризировать их звонками представители банка не имеют права.

- Вместе с Алиной мы оформили досудебную претензию и потребовали оставить ее в покое. В противном случае женщина обещала обратиться в полицию с заявлением о хулиганстве, а также предъявить иск о компенсации морального вреда. Вскоре после этого звонить перестали. Я посоветовал Алине больше никому из знакомых не оказывать подобных «добрых» услуг, - уточнил адвокат.

До недавнего времени коллекторы и сотрудники банков могли безнаказанно звонить должникам и их близким в любое время суток. Однако с прошлого года по закону они больше не имеют права звонить по ночам. Теперь запрещено беспокоить граждан в будни с 22 до 8 утра, а в выходные - с 20 часов вечера до 9 утра. Но с поправкой: страна большая, временные зоны разные.

Некоторые коллекторские агентства стали угрожать должникам в письменном виде.

- Такие письма нужно либо игнорировать, либо нести в полицию, - говорит Игорь Орлов. - Если вам кажется, что сотрудник по взысканию превышает полномочия – жалуйтесь. Можно пожаловаться в Ассоциацию коллекторских агентств или в компанию, которая выдала вам займ.
Оказывается, можно совсем оградить себя от общения с коллекторами. Банк не имеет права передать дело коллекторскому агентству в случае отзыва клиентом согласия на обработку персональных данных (такой документ обычно подписывается вместе с кредитным договором).

- Для этого должнику нужно написать заявление в банке, в котором он брал кредит. Если банк откажется идти на встречу, обратитесь в ближайшее территориальное управление Роскомнадзора, - советует адвокат.

Интересную акцию предложил в интернете пользователь Александр Засимов, который также попал в число должников. Свою проблему с банком Александр решил, но об общении с коллекторами не забыл. Этот инцидент подтолкнул его к тому, чтобы создать сайт, на котором собрать записи телефонных звонков от коллекторов с угрозами и делиться советами с должниками. Александр просит присылать ему аудиозаписи общения с коллекторами на электронный адрес.

Судя по записям, которые Александр разместил в интернете для примера, в общении с коллекторами он проявлял редкостное самообладание, которое помогло ему успешно заниматься «троллингом» собеседников.

Многие должники и их адвокаты с нетерпением ждут 1 июля 2015 года, когда начнет действовать закон о банкротстве физических лиц. Это значит, что если накопился долг больше 500 тысяч рублей, который человек не может погасить, можно обратиться в суд и начать процедуру банкротства. Но это не означает, что кредит "простят". Придется попрощаться с имуществом, которое опишут в счет долга, и можно больше не рассчитывать на новый кредит.

Коллектор в законе
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Александр Морозов прилагает максимум усилий, чтобы улучшить имидж коллекторов. Он предлагает обращаться с жалобами на действия коллекторов и сотрудников банков непосредственно в его организацию – НАПКА, обещая проверять тщательно каждое подобное обращение. Кстати, в состав НАПКА входит почти два десятка компаний, занимающих в общей сложности более половины всего российского коллекторского рынка.

circle (2).png
- Мы ориентируем своих сотрудников при первом же контакте с должником растопить лед недоверия и дальше выходить на более доверительные отношения. В этом случае можно договариваться, когда и какие суммы человек может себе позволить выплачивать по задолженности, - рассказывает Александр Морозов. - Если диалога нет, то приходится идти дальше по законодательному пути до самого конца. Для физических лиц это крайняя мера. Даже по процентному соотношению минимальное количество дел действительно доходит до суда. 

Большинство людей, попавших в сложную ситуацию, все-таки предпочитают договариваться без судебных процедур. В рамках НАПКА только несколько тысяч заемщиков были доведены до стадии судебного преследования, но, к сожалению, по нашим прогнозам, этот показатель будет расти.

По словам Александра Морозова, как правило, коллекторы работают по агентской схеме, когда на взыскание есть 4 - 6 месяцев. В течение этого времени банк по-прежнему является владельцем долга, он как бы дает внешнему коллектору этот долг на время, чтобы тот его «собрал». Здесь судебное преследование, как правило, неприменимо, так как оно может вылиться в более длительные сроки. В последнее время в России на рынке начался бум цессий - продаж банками долговых портфелей внешним коллекторам или специализированным инвесторам. Здесь срок взыскания практически неограничен, и если новый владелец портфеля считает, что судебное преследование является приемлемым, то начинается эта самая стадия. Поэтому первые портфели, купленные два с лишним года назад, как раз сейчас доходят до стадий суда.

Кстати
Сейчас готовится для внесения в Госдуму законопроект «О профессиональной деятельности по взысканию задолженности». Его цель - обозначить объекты и субъекты взысканий. Либо взыскателями долгов считаются только коллекторские агентства, либо банки, которые тоже сегодня занимаются взысканием. Как только появится определение, кто же такие профессиональные взыскатели, каковы их обязанности и права, то можно говорить о расширении полномочий, доступа к информационным базам данных госорганов.

Справка ProUfu.ru
Анализ подобных тем, обсуждаемых в соцсетях, позволяет выделить три наиболее ярких типажа коллекторов. Авторы этих собирательных образов настаивают, что составили их на основе общения с коллекторами, сумев задать им несколько наводящих вопросов. Насколько эти портреты соответствуют действительности – могут судить, пожалуй, только сами коллекторы.

Первый типаж – сотрудник правоохранительных органов, уволенный с прежней работы в связи с выходом на пенсию, по сокращению штатов либо в качестве наказания за злостное нарушение закона. Какова бы ни была причина оставления должности, потребность быть карающим мечом у такого типа людей не притупляется. Общение с должниками доставляет им особое наслаждение, драйв от ощущения власти и возможности унизить достоинство собеседника компенсируют утраченную власть стража порядка. Эти люди демонстрируют превосходное владение непечатной лексикой и диковинными фразеологическими оборотами.

Второй типаж – мелкие уголовники, побывавшие один раз в колонии или даже просто в следственном изоляторе и очарованные тюремной романтикой. В коллекторы они идут, чтобы почувствовать себя бандитами. По сути, в этом их единственное отличие от бывших стражей порядка. Манера общения с должниками у них та же – чудовищный мат и изощренные угрозы, адресованные не только должнику, но и всей его семье.

Третий типаж – отставные педагоги. По темпераменту и расшатанным нервам коллекторы этой категории порой даже превосходят своих двух описанных выше соратников. Их принципиальное отличие в том, что бывшие педагоги (как правило, женщины бальзаковского возраста) практически не оперируют угрозами, а главным образом произносят в адрес должников оскорбления и обвинения в мошенничестве.
Не трудно догадаться, что ностальгия по прежним временам, будь то служба в правоохранительных органах, работа в школе или пребывание в заключении, подсказывает всем этим людям особое вдохновение, которое очень ценится их нынешними работодателями.
Остальные типажи коллекторов не настолько эпичны.

Александр Засимов выложил в интернет запись своего общения с коллектором:


Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент