Экономика

Магазины могут лишиться права продавать алкоголь

5:30 01 Апреля 2016
Автор: Лидия БОГАТЫРЕВА
Все материалы автора
Магазины могут лишиться права продавать алкоголь

Государство в очередной раз предпринимает попытку ужесточения регулирования на рынке алкоголя. Система ЕГАИС, которую уже успели окрестить "алкогольным Платоном" поднимает новую волну недовольства. Критика вызвана тем, что если продавец не подключен к Единой государственной автоматизированной системе (ЕГАИС), то торговать алкоголем он уже не сможет. Однако ритейлеры возмущены и растеряны, ведь подключиться к системе удалось далеко не всем. А это значит, что с апреля 2016 года продавать алкоголь они не имеют право. По разным оценкам, полностью прекратит продажу "крепких напитков" каждый 10 магазин.

Что такое ЕГАИС

ЕГАИС – система, которая отслеживает каждую произведенную и проданную бутылку. В системе фиксируется каждое перемещение произведенной продукции, начиная с момента выхода с конвейера и заканчивая тем, когда она была куплена. Предполагалось, что введение ЕГАИС необходимо для облегчения контроля алкогольной продукции и сокращения количество контрафактной продукции.

Попытки запустить ЕГАИС предпринимались и раньше в 2005-2006 годах. Но тогда затрагивалась только деятельность производителей и импортеров алкоголя. Сейчас же система призвана контролировать деятельность всех, кто занимается алкогольной продукцией, в том числе представителей оптовой и розничной торговли.

За отсутствие подключения к ЕГАИС грозят довольно серьезные штрафы: 150-200 тысяч рублей для юридических лиц и 10-15 тысяч для частных предпринимателей и руководителей предприятий. Установка же системы, для небольшого магазина, формата "шаговой доступности" обойдется примерно в 12000-15000 рублей.

Низы не могут, верхи не хотят

Всем магазинам и заведениям общепита нужно подключиться к ЕГАИС до 1 апреля. По данным Росалкогольрегулирования (РАР), лицензию на розничную продажу алкоголем сейчас имеет почти 229 тыс. заведений. По разным оценкам экспертов предполагается, что в связи с системой алкогольный рынок могут покинуть не менее 20% мелких игроков.

От приобретения лицензий продавцы алкоголя массово отказываются из-за проблем с подключением к ЕГАИС, в связи со сбоями в системе, а также из-за значительных финансовых потерь и издержек. Кроме того, что касается сельских точек продаж, то нередка возникают проблемы с доступом к сети интернет.

«Нам и так тяжело, на дворе кризис, для нас это ненужная волокита. ЕГАИС абсолютно ничему не поможет. Если кто-то захочет, он обязательно обойдет закон. Все представители мелкой розницы страдают от этой инициативы, - рассказывает владелица сельского магазина из Кармаскалинского района Башкирии на условиях анонимности.  - Я знаю среди своих знакомых, что некоторые даже не могут сегодня собрать нужную сумму, чтобы подключиться к системе. Мы должны все фиксировать, вести журнал. Ну, как это можно сделать, когда ресурсов итак не хватает? 

Кроме того, после подключения всем продавцам нужно подтвердить факт закупки в Росалкогольрегулировании уже 20 апреля. Продавцы жалуются и говорят, что это невозможно, ведь многие так и не успели подключиться к системе, а те, кто успел, жалуются на возникновение технических ошибок.

«Когда производилась установка ЕГАИС, нам неправильно настроили подключение. Сейчас мы бегаем, чтобы ликвидировать последствия, - продолжает собеседница ProUfu.ru. - Все идет к тому, что мелкие, но честные предприниматели будут задушены.

Напомним, ЕГАИС начал работу с 1 января 2016 года. Тогда начали работать оптовые продавцы алкоголя, а задача розницы состояла в фиксировании через систему всех поставок. По плану торговцы должны были начать это делать с начала года, но большинство отрапортовало о неготовности к нововведению. Тогда к ЕГАИС было подключено только около 20% розничных предприятий. В конечном итоге, было принято решение, что торговцы могли продавать алкоголь без подключения к ЕГАИС до 31 марта включительно, но до 20 апреля должны передать данные об этих закупках через уже установленную систему.

Как оказалось, и к данному сроку не готовы многие розничные точки. Как следует из данных мониторинга, опубликованного на сайте РАР, готовность большинства регионов составляет 80-90%. В частности, в Башкирии процент подключившихся в рознице составляет около 80%.

На ком отразится ЕГАИС?

Тем временем, проблема подключения к ЕГАИС коснется всех: и производителей, и крупных ритейлеров, и малый бизнес, и, конечно же, потребителей. 

Большинство так и не успели подключиться к системе, а если и успели, то постоянно жалуются на технические проблемы. Кроме того, издержки по внедрению новой инициативы несут все. Это затраты и на персонал, и на приобретение, установку и наладку оборудования и время. А где издержки, там и удорожание отпускной цены, что в первую очередь коснется конечных покупателей.

Эксперты пока расходятся во мнениях, насколько серьезно отразится на рынок алкогольной продукции внедрение ЕГАИС.

Антон Еликов, компания Мерката

circle(14).pngДо 10% торговых точек планируют либо уйти в тень, либо прекратить продажу алкоголя. При этом в легальном сегменте рынка алкоголь может подорожать. Это и разовые затраты на оборудование/программное обеспечение, и списание алкоголя с поврежденной маркой, и увеличение объема ручного труда. Последнее больше касается традиционной розницы, нежели сетевой. Внедрение ЕГАИС приведет к тому, что с рынка будет исчезать алкоголь с зеркальными марками (копии тех марок, за которые был уплачен акциз). Такого алкоголя в РФ продавалось по разным оценкам от 30 до 50%%.

Павел Филиппов, менеджер по связям с общественностью и органами власти компании Efes Rus.

circle(15).pngПодключение к системе ЕГАИС требует довольно серьезных финансовых вложений всех участников производственно-сбытовой цепочки. При этом возникают риски сбоев в поставках в связи с нестабильной работой системы, особенно на этапе ее внедрения и отладки. В связи с ростом административной нагрузки от бизнеса потребуется выделить дополнительные ресурсы, так как любые нарушения могут повлечь серьезные штрафы и перебои в работе. На нашем заводе уже установлено все необходимое оборудование и программное обеспечение, проведена интеграция с корпоративной информационной системой, данные об объемах производства и отгрузках передаются в ЕГАИС. Поскольку процент подключенных к ЕГАИС розничных точек пока, к сожалению, невысок, мы считаем целесообразным продлить льготный период с возможностью постфиксации отгрузок до 1 июля 2016 года в связи с наличием ряда нерешенных вопросов и периодически возникающими сбоями в работе системы.

Виктор Гурьянов, Компания «Бизнес.ру»

circle(13).pngВнедрение ЕГАИС идет в целом успешно, хотя до сих пор некоторые мелкие магазины не подключились к ЕГАИС по разным причинам. Некоторые готовы отказаться от продажи алкоголя и пива из-за хлопот с ЕГАИС. С одной стороны станет сложнее продавать контрафакт. С другой стороны цены немного поднимутся, это неизбежно. Расходы и хлопоты как-то нужно компенсировать, а у нас принято это делать за счет конечного потребителя. С уменьшением количества контрафакта, из-за закрытия части мелких магазинов, из-за уменьшения конкуренции, крупные сети тоже могут поднять цены. Проблем разных много. Связанных как с недостатком информации на разных этапах, так и с проблемами в работе с ЕГАИС, как технического характера, так и из-за недостатка контроля. ЕГАИС устроен так, что если ты сделал какое-то действие, то отменить или исправить его крайне сложно. Из-за этого тоже бывают проблемы, человек не совершенен. Изредка возникают проблемы по вине налоговой, которая не внесла в базу какую-то организацию, но это бывает очень редко. В данный момент, большинство проблем возникает из-за сложностей в понимании процессов бизнесом и человеческого фактора, а так же по техническим причинам, т.к. многим производителям учетного ПО приходится дорабатывать системы «на живую».

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент