Экономика

Руководство духовного управления Башкирии обвинили в ваххабизме

8:28 03 Сентября 2015
Автор: Разиф АБДУЛЛИН
Все материалы автора
Руководство духовного управления Башкирии обвинили в ваххабизме
Proufu.ru

После событий в соборной мечети башкирского города Белорецка имам-мухтасиб Белорецка и Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов обратился с заявлением в адрес президента России Владимира Путина, в нем он обвинил в проваххабистской политике председателя Духовного управления мусульман Башкирии Нурмухамета Нигматуллина.

Это обвинение прозвучало после стычки 30 августа в Соборной мечети Белорецка. Ранее в сети появилось видео, в котором эти события преподносились как сопротивление местных мусульман приезжему чужестранцу, известному мусульманскому деятелю и ученому шейху Мухаммаду Мехмету аль-Накшбанди. 

На этом видео четко понять, что к чему, сложно. В самом начале есть картинка, где говорит отец шейха, покойный Назим Хаккани. Переводчик передает его слова, мол, он всех отправляет в ад. При каких обстоятельствах это было сказано и правильно ли передан смысл слов - остается загадкой.

Далее картинка показывает произошедшее в мечети. Слышны выкрики: "Кто разрешил нашего муфтия в ад отправлять?", но никаких имен не называется. Речь, по всей видимости, идет о Нурмухамете Нигматуллине, главе ДУМ РБ. Далее видно, как крепкие парни агрессивно выгоняют из мечети приезжего гостя и кричат вслед: "Уезжай отсюда! И больше сюда не приезжай! Прочь из Башкортостана!" Видно, что к мечети приехала полиция. Один из парней утверждает, что его побили, но следов побоев не видно. Полицейский упреждает: "Сейчас всех заберем".

Шейх Мехмет Адиль и муфтий Талгат Таджуддин












Богослов шейх Мухаммад Мехмет аль-Накшбанди  ранее не раз посещал Башкирию по приглашению председателя ЦДУМ Талгата Таджуддина. В этот раз его визит носил частный характер, он приехал в Белорецк по приглашению местного имама.

Исмагил Мухамедьянов

Имам-мухтасиб Белорецка и Белорецкого района Исмагил Мухамедьянов рассказал свою версию событий:

«30 августа всемирно известный богослов шейх Мехмет Адель аль-Хаккани по моей просьбе заехал в соборную мечеть Белорецка для чтения намаза и благословения. Внезапно, в течение нескольких минут, мечеть была захвачена сторонниками радикальных течений (ваххабиты, салафиты), приехавшими из Стерлитамака, Уфы, Челябинска, даже из Дагестана, примерно 20-25 человек, только 5-6 было из Белорецка. Эти люди были хорошо организованной боевой группой, спортивного и даже военного вида, крепкого телосложения, с заранее заготовленной фото-и видеоаппаратурой. Выкрикивая оскорбительные выражения, угрожая, провоцируя столкновения, разбрасывая листовки, фиксируя все это на видео и фото, они вынудили высокого гостя, руководство мечети и прихожан покинуть мечеть».

Шейх Мехмет

Богослов шейх Мухаммад Мехмет аль-Накшбанди рассказал Proufu.ru, почему ему пришлось покинуть мечеть:

«Просто пришли почитать молитву после восхода солнца по приглашению имама мечети. Не успел он сказать «Бисмилля ир-рахман ир-рахим», как из зала какие-то люди начали кричать. Я даже не успел ни одного слова сказать. Их попросили не кричать, потому что по правилам в мечети нельзя поднимать голос. Но они продолжали кричать с большей силой. Мы приняли решение и вышли из мечети, потому что пророк Мухаммад говорит: «Если кто-то спорит с вами и вступает в горячие прения, вы оставьте этот спор, не спорьте с ними». Мы так и сделали».

Шейх также объяснил, почему так яростно эти люди встретили его присутствие в мечети: «Это представители ваххабитов и салафитов. Я точно не знаю, откуда они, но они однозначно хотели привнести раздор, совершить зло».

Исмагил Мухамедьянов в своем обращении к президенту России (имеется в редакции) обвинил муфтия Башкирии Нурмухамета Нигматуллина.в проваххабистской политике:

«За две недели до описываемых событий у меня был телефонный разговор с муфтием ДУМ РБ Нурмухаметом Нигматуллиным, который мне сказал: «В случае твоего участия в каких-либо мероприятиях рядом с шейхом, последуют жесткие меры. Что и произошло. А за неделю до этого, после угроз со стороны муфтия ДУМ РБ, от должности был освобожден имам Учалинской мечети Мансур Альтапов. Вместо него был назначен Данил Сиражетдинов, получивший обучение на уровне ликбеза в ваххабистской среде. Такие же угрозы поступали и в адрес других имамов традиционного силама. Муфтият Башкирии назначает имамами сел и поселков открытых ваххабитов, как, например, в поселке Сосновка (где собираются сотни ваххабитов из близлежащих районов и областей), в деревне Рысыкаево, в Давлеканово, в Миякинском районе и проч. В медресе имени Марьям Султановой и в медресе Стерлитамака готовят сторонников ваххабизма. Все это, по моему мнению, звенья одной цепи, и имевшая место в Белорецке провокация произошла не без одобрения муфтия РБ и его окружения».

«Произошедшее четко показало, что идет опаснейший процесс радикализации республики, - делает вывод Исмагил Мухамедьянов. – Это результат открытой проваххабистской политики муфтия РБ Нурмухамета Нигматуллина, которая поддерживается председателем Совета по государственно-конфессиональным отношениям Пятковым В.П. Эта политика, проводимая последние 5-6 лет, дала возможность укрепиться радикализму в Башкортостане, в настоящий момент ваххабиты и салафиты чувствуют себя хозяевами, которые могут организовывать силовые акции, при этом совершенно безнаказанно».

О том, что ползучее вхождение ваххабизма происходит в республике последние 5-6 лет, по словам Мухамедьянова, он и другие имамы неоднократно говорили на съездах Духовного управления мусульман РБ.

«Ваххабизм является идеологической основой ИГИЛ и Исламского государства», - напоминает Исмагил Мухамедьянов и предлагает провести внеочередной съезд духовенства мусульман РБ и избрать нового муфтия Башкортостана, «который будет поддерживать и укреплять традиционный ислам, а не ваххабистско-салафитские радикальные секты». Также в своем обращении он попросил дать оценку деятельности Нурмухамета Нигматуллина «со стороны служб, обеспечивающих безопасность государства и республики».

После случившегося странную позицию заняли наши муфтии. По уже сложившейся традиции они отказались комментировать событие. В ЦДУМ РФ нам сказали, что мечеть эта не относится к ним, поэтому комментировать они не будут. А Нурмухамет-хазрат, председатель ДУМ РБ, сказал буквально следующее: "У каждой мечети есть свой имам, он и отвечает за происходящее в ней, обращайтесь к белорецкому имаму". 

Мнения

Пятков

Свой комментарий Proufu.ru дал Вячеслав Пятков, председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе РБ:

"Произошла стычка, когда местные попросили чужестранца не устанавливать здесь свои порядки. Это вполне ожидаемая реакция со стороны местных мусульман. Мое личное мнение – нечего здесь делать, если нет приглашения муфтията, нечего со своим уставом лезть в чужой монастырь, у нас есть ДУМ РБ, который регламентирует работу мухтасибатов, который проповедует традиционный ислам, а к нам приезжают из Кипра и хотят нас учить. Мы живем мирно. Не приезжайте, уважаемые. Вы можете представить, чтобы в другом регионе кто-то приехал, зашел в мечеть и начал проповедовать. Международные нормы надо соблюдать. Определенные выводы будут сделаны. Моя позиция четкая – приехать можно только по приглашению. В конце концов, есть Министерство иностранных дел, силовой блок. Наши муфтии по 30 лет работают и имеют колоссальный опыт. А тут приезжают чужестранцы и начинают нас учить".

А вот как отреагировал на эти события Айнур-хазрат Билалов, мечеть «Рамадан» г. Уфа:

"Всем известен сам Шейх Махмед Адиль и его покойный отец Назим Хаккани. Сами эти люди называют себя аулия (приближенными к Аллаху людьми) и то что от них и от их палок исходит неведомая благодать. Я не нахожу в их учении Ислама, той чистоты религии, что принес Пророк Мухаммад мир ему и благословение, ни здравоумия, ни чего-то полезного для общества. Они совершают обход вокруг могилы на горе Нарыстау в Башкирии. А обход чего-то, помимо Каабы, это многобожие что выводит из ислама.

Меня удивляет отношение к Хакканитам людей, ответственных за религиозную жизнь в республике. Прежде всего это муфтии Централизованных религиозных организаций, как ДУМ РБ и ЦДУМ. Именно они должны были вмешаться в ситуацию.

Еще удивляет равнодушие совета по государственно-конфессиональным отношениям РБ. Совет все время ищет пути уравновешивания межконфессиональных отношений и наряду с этим допускает подъем в республике религиозного инакомыслия, что уже повлекло конфликты на религиозной почве. Хотя всем было понятно, чем это может обернуться".

сулейманов.jpg

Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований:

- Суфизм представлен в Исламе несколькими тарикатами, к одному из таких относятся хакканиты. Они объединились вокруг духовного наставника, ныне уже покойного кипрского шейха Назима Хаккани. У него много мюридов по всему миру, одним из них является Исмагил-хазрат из Белорецкой мечети. Есть его последователи и в Татарстане. Он часто бывал в Башкирии и поддержал своего рода паломничество к горе Нарыстау. Люди посещают это место, молятся, придают ему сакральный смысл. Их зикры (поминание Аллаха) сопровождаются танцами, похоже на зикры чеченцев, когда те бегают по кругу. У многих наших мусульман это вызывает недоумение: как можно в мечети плясать, шуметь?

Ваххабиты их недолюбливают. Это они устроили потасовку в Белорецке, в основном там были магнитогорские ребята. И провели все очень грамотно, используя лексику и методы тех, кто выступает против них, за традиционный ислам. Не зря там звучали выкрики: «Чужак, уходи. У нас свой, традиционный ислам». То есть ваххабиты выставили себя сторонниками традиционного ислама. И в этом смысле счет 1:0 в пользу ваххабитов. В итоге хакканиты оказались в неловкой ситуации. Думаю, что дело до большого конфликта не дойдет, но это открытая стычка. Возможно, произойдет разделение, как в Дагестане – у суфиев будут свои мечети, у ваххабитов – свои, пересекаться они не будут.


ИГИЛ и Ислам

В Уфе приехавшего богослова спросили про отношение ИГИЛ с исламом, и вот что ответил шейх Мухаммад Мехмет аль-Накшбанди:

"Нет никакой связи. Это – движение, не имеющее к Исламу никакого отношения. Потому, что то, что делается, не имеет никакого отношения к тому, о чем говорят Аллах, Пророк. Они проливают кровь людей, без решения суда убивают людей, в особенности мусульман. Поэтому, я думаю, что они не имеют к ним (мусульманам) никакого отношения.

Раньше тоже возникали такие движения, как ИГИЛ. Однако, все они исчезли.

Настоящий Ислам – это Ислам, который исповедует большинство, умеренные люди, это Ислам, который идет от нашего Пророка.

По их мнению, если ты не можешь ужиться с людьми, то получается, что ты должен убить всех. Этим они и занимаются. Они не соблюдают предписания Ислама. Пусть они их соблюдают. Аллах открыл врата покаяния. Пусть они покаются. Это то, что я хотел сказать.

Источником ИГИЛ являются ваххабизм и салафизм. У нас ваххабитов  и салафитов очень мало. Большинство жителей нашей страны – представители тариката, ахлю-сунна и джамаат. Ахлю-сунна и джамаат – это те, кто любит Пророка, его семью, всех сахабов.

Среди тех, кто сбился с истины, есть две группы людей. Одни из них не любят семью Пророка, другие – сахабов. Все они находятся за пределами истинного пути.

Мусульмане Турции – это мусульмане, которые уважают Аллаха, Пророка, это умеренные, милосердные мусульмане. Они против таких вещей.

Тасаввуф учит истине. Тасаввуф – это вера ахлю-сунны и джамаат. Поэтому ваххабиты и салафиты не любят представителей тариката. Во главе тариката стоят шейхи. Те, у кого нет шейха, сбиваются с пути. Шейхи показывают людям правильный путь".

Вместо выводов

Напрашивается вывод, что откровенный анализ происходящего в мусульманской среде республики давно назрел. Удивительно, но факт, в свежеизданном справочном издании «Религиозные организации Республики Башкортостан» (2014 г) нет даже упоминания о ваххабизме. У многих экспертов-религиоведов складывается четкое ощущение того, что в духовной жизни республики царит хаос. А позиция руководителя Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе Башкирии напоминает позицию страуса, уткнувшегося головой в песок. Между тем радикализм в любой сфере опасен, и если ему не противостоять, то он дозревает и до силовых акций, вплоть до убийств. Этому наглядный пример показали события в Казани, когда в июле 2012 года взорвали машину  муфтия республики Илдуса Файзова и застрелили его заместителя Валиуллу Якупова, известного как одного из самых непримиримых противников ваххабизма в России.

К сведению

Саха́ба, или асха́бы — сподвижники пророка Мухаммада, которые виделись с ним и уверовали в него.

Из справочника «Религиозные организации Республики Башкортостан», 2014 г.:

Исламская умма делится на две основные ветви: суннитов и шиитов. Суннизм распространен среди большинства мусульман планеты. В Башкортостане подавляющее большинство мусульман традиционно исповедует ислам суннитского толка. Религиозные группы суннитского толка в Башкортостане делятся на два основных сегмента: суфийский и салафитский.

Исторически заметное место в умме Башкортостана занимал суфизм. На сегодняшний день в Башкортостане получили распространение несколько суфийских и просуфийских сообществ. Одним из наиболее популярных является тарикат Накшбандия.

Салафизм в настоящее время наиболее одиозное и популяризированное через СМИ мусульманское течение. Исторически салафизм является новым направлением в умме Башкортостана. Росту популярности салафизма в России, как впрочем, и на всем пространстве СНГ, способствовала привлекательность этого идеологического течения для религиозной молодежи – главного сегмента социальной базы этого движения. Социальный состав адептов движения довольно разнообразный – от современной образованной молодежи, до криминальных и социально-неблагополучных типов.

Ваххабизм (из Википедии, в справочнике «Религиозные организации Республики Башкортостан» нет упоминаний) – религиозно-политическое движение в исламе, сформировавшееся в 18 веке. C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты - сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. Эмир города Эд-Диръия в 18 веке принял идеологию движения в качестве государственной, в результате чего Дирийский эмират из небольшого государства за короткое время превратился в обладателя почти всей территории Аравийского полуострова. Преемником этого государства является сегодняшняя Саудовская Аравия.

Сами представители данного течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что являются салафитами, они не считают своё движение политическим, а только религиозным.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент