Культура

Станет ли новая аллея ArtTerria еще одной точкой притяжения горожан в Уфе?

21:50 05 Августа 2016 | Просмотры 2492
Автор: Портал Proufu.ru
Все материалы автора
Станет ли новая аллея ArtTerria еще одной точкой притяжения горожан в Уфе?
Фоторепортаж Кирилла Пенкина.
Открытие новой аллеи скульптур ArtTerria на улице Ленина в Уфе стало заметным культурным событием в жизни башкирской столицы. Корреспонденты ProUfu.ru побывали в самой гуще событий.

ИСКУССТВО ЗАМЕТАНИЯ СЛЕДОВ

Открытие аллеи современной скульптуры прошло 3 августа 2016 при поддержке арт-галереи «Мирас» и ее гостеприимной хозяйки Виолетты Ибатуллиной.

Новая пешеходная аллея своеобразно подвела жирную черту под международным симпозиумом длиною в месяц, который проходил в Уфе весь июль и был посвящен формированию новой городской среды и нового мышления.

Аллея расположена между Башгосмедуниверситетом и Библиотекой имени Заки Валиди. Через дорогу – Гостиный двор – исторический и культурный центр города. Работы выполнены скульпторами из шести стран мира: Япония, Грузия, Франция, Россия, Болгария и Южная Корея. На некоторых из скульптур авторы оставили не то росчерки, не то автографы. Странные знаки, высеченные на мансуровском граните и заполненные цветной краской, несут в себе тайные смыслы.

…Если углубиться в легенды Древней Греции, то тема космогонизма и зарождения Вселенной там рассматривается в мифологическом ключе. Боги похищают красавиц, как Зевс Европу, девушки спасают своих возлюбленных, как Ариадна Тесея, мужчины вырывают из когтистых лап чудовищ, спускаются в подземные царства; все войны, претензии на престолы и передел древнегреческого «имущества», – все вертится вокруг одной темы – любви. Сюжетно это находит развитие в изображении от частного к общему, от меньшего к большему.

В то же самое время есть и обратное явление в искусстве, направленное в противоположную сторону, – это сокрытие, заметание следов любви как преступления: взять Пикассо и его период кубизма, или картины в тот момент, когда он был увлечен Дорой Маар.
Художник намеренно уродовал то, что любил. Или искажал. А, может, прятал. Некорректно это называть ненавистью к женщине – скорее как альтернативная, трудная форма любви. Что же касается открытой вчера в Уфе пешеходной аллеи Artteria (которую так и тянет назвать галереей), она тем и напоминает роман Доры и Пабло, что больше похожа не на манифест, а на заметание следов любовного преступления.
Нечто меньшее, чем искусство, нечто большее, чем любовь. Или наоборот – выбирайте сами.

КАК ВОЙТИ В ОБРАЗ И ВЫЙТИ ИЗ НЕГО

Оказалось, что три автора скульптур, представленных на аллее, родом из Башкирии, и всех связывает не только профессия, но и дружба. Тагир Субханкулов («Мать и дитя») из Чишмов, живущий сегодня в Москве, дружит с двумя другими башкирскими скульпторами – Фирданом Нуриахметовым («Белая река») и Владимиром Лобановым («Мера времени»).

Церемонию открытия посетили почетные гости из Москвы и Питера – ведущий сотрудник Государственного русского музея Альфия Низамутдинова и заместитель заведующего отделом скульптуры XX века Государственной Третьяковской галереи Ольга Романова, первый заместитель министра культуры Башкирии Валентина Латыпова. Среди почетных гостей регионального уровня была замечена супруга главы Башкирии Гульшат Хамитова.

На светском мероприятии были замечены известные архитекторы Леонид Дубинский, Дмитрий Винкельман, Андрей Егоров. Художественный руководитель творческой группы «Чингисхан» Василь Ханнанов был застигнут врасплох в кругу друзей и знакомых, вопросом об истоках творчества и искусства. Вот что он ответил:

– Если взять Айвазовского, все, кто смотрел на его картины, становились соучастниками того, что происходит. Так это же вообще задача любого искусства, может быть, поэтому Айвазовский – гениальный художник, потому что он не писал море, в отличие от других, он сам был морем в это время. Поэтому когда я пишу тебя, я становлюсь тобой. Я вхожу в это пространство.

– А как выйти?

– А для того чтобы выйти, нужно сохранять некоторый барьер иронии, который ты выстраиваешь между собой и тем, что делаешь. Потому что когда ты начинаешь безумно погружаться, это почти всегда пошло. Вокруг художников ходит много сплетен и легенд, а если он не дурак, он сам эти легенды еще и поддерживает. Потому что если ты при жизни не стал легендой, то когда ты умер – это уже бесполезно делать – там уже другие легенды продолжают сочинять. У каждого своя степень интимности. Каждый по-своему влюбляется.

НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ

Михаил Бреслер, заведующий кафедрой философии БГАУ, отметил символичность нахождения рядом новой аллеи и фонтана «Семь девушек». Фонтан расположен на месте пересечения исторического и культурного центра города. Так же Михаил подчеркнул, насколько важную роль играет обстановка и люди, воспринимающие объект искусства:

«Если здесь проезжает десяток байкеров, которые пьют пиво, – это одна атмосфера. Если здесь находятся искусствоведы как Кристина Абрамичева, которая только что прошла мимо, это будет восприниматься совершенно по-другому. В современном городе, таком как Уфа, динамика проявляется, в первую очередь, за счет того, что различные сообщества людей собираются в разное время в разных местах. Условно такой точкой притяжения сегодня можно назвать площадь двух фонтанов. Также и здесь будут собираться разные люди».

 Корректно ли воспринимать скульптуру как законсервированный художественный образ?

– Не совсем. Скульптуры – они живые. На кладбище памятники, а здесь скульптуры. Там они фиксируют смерть, здесь они символизируют жизнь. И поэтому памятник композитору Нуриману Сабитову – не памятник, а скульптура. Как меня учили искусствоведы, если это оторвано от места погребения, то это скульптура, потому что выражает живого человека.

Текст: Юлия Плеханова


Для справки

Ниже приведен список работ в том порядке, в котором их видит уфимец или гость столицы, прогуливающийся от Гостиного двора по направлению к реке Белой:

1. «В будущее Мисаки» Хитоши Такака (Япония) «To the Future Misaki» Hitoshi Takaka (Japan)

2. «Евразия» Фахраддин Рзаев (Россия) Eurasia Fakkraddin Rzayev (Russia)

3. «Мать и дитя» Тагир Субханкулов (Россия) «Mother and Child» Tagir Subkhankulov (Russia)

4. «Аполлон» Камен Танев (Болгария) «Apollo» Kamen Tanev (Bolgaria)

5. «Анаклия» Валериан Джикия (Грузия) «ANAKLIYA» Valerian Jikia (Georgia)

6. «Похищение Европы» Николай Карлыханов (Россия) «Kidnapping EVROPE» Nikolay Karlykhnov (Russia)

7. «Галактика» Джон Гогаберишвили (Грузия) «Galaxy» Jhon Gogaberishvili (Georgia)

8. «Белая река» Фирдант Салиравия (Россия) «The river white» Firdant Saliravia (Russia)

9. «Утро» Руслан Нигматуллин «Morning» Ruslan Nigmatullin (Russia)

10. «Мера времени» Владимир Лобанов (Россия) «Measure of time» (Russia)

11. «Инфинити 20150» Содой Чой (Корея) « INFINITE 20150» Sodong Choe (Korea)

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент