Культура

Рустэму Хамитову пожаловались на оперу «Геракл» в Уфе

16:15 13 Апреля 2016 | Просмотры 4177
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
Рустэму Хамитову пожаловались на оперу «Геракл» в Уфе
Фото с официального сайта БГТОиБ.

На днях на сайте электронной приемной Башкортостана появилось обращение от группы граждан, оставшихся крайне разочарованными постановкой оперы Генделя «Геракл» в Башкирском государственном театре оперы и балета. Анонимные зрители возмущены тем, что 11 млн федерального бюджета были потрачены зря. Свои впечатления они выразили министерству культуры республики.


Рюмка водки на столе

«Мы, граждане Уфы, конечно, понимаем, что сейчас фактически нет цензуры, вмешиваться в творческий процесс деятелей культуры непопулярно, но это в том случае, если они ставят на свои деньги и деньги спонсоров! 11-миллионный грант из федерального бюджета потратили на постановку оперы «Геракл» - вот во что уфимцы никогда не поверят! Вы видели эту оперу?

Хор обмотали в цветные ткани, несколько рулонов берем по 3 метра на человека по цене (искусственная ткань оптом) 100 р. метр - при самом расточительном подходе 100 000 р.
Пошив - швеи театра на зарплате, зарплаты наверняка не более 20-30 тысяч два месяца работы еще 60 000 максимум. Актеры пришли в домашней одежде - здесь говорить о костюмах - бога гневить! Посчитаем зарплату всех задействованных в спектакле…

Вопрос - куда дели как минимум 8 миллионов рублей?

Удовольствия от пения актеров не было, так как сидеть с закрытыми глазами скучно, а видеть сцену – невыносимо. Изображение семейной драмы с имитацией распития водки на сцене, мебель, привезенная, кажется, с городской свалки, актеры без костюмов и апогей – жена Геракла моет ему торс под душем и пьет шампанское! Неужели вам совершенно наплевать, что несет театр оперы и балета в массы?» - задаются вопросом граждане.



Полный текст обращения


Сцены из спектакля



Напомним, что всероссийская премьера оперы Георга Фридриха Генделя «Геракл» состоялась 25 и 26 декабря в Большом зале Башкирского государственного театра оперы и балета. Режиссером постановки выступил лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Георгий Исаакян, уже не раз ставивший спектакли на уфимской сцене (оперы «Послы Урала», «Князь Игорь», «Так поступают все женщины»). Отметим, что для культурной жизни республики премьера спектакля была знаковым событием – ведь оперу ставили впервые в стране. Связано это во многом со сложностью интерпретации Генделя на сцене.


В спектакле рассказывается о сложных и драматичных перипетиях личной жизни великого мифологического героя. В «Геракле» были заняты ведущие солисты оперной группы, лауреаты, участники международных музыкальных конкурсов: Ян Лейше, Лариса Ахметова, Эльвира Фатыхова, Диляра Идрисова, Любовь Буторина, Артём Голубев, Сергей Сидоров и др.


Отметим, что в прошлом году республика получила на постановку спектакля 11 млн рублей гранта министерства культуры РФ. Всего экспертной комиссией минкульта РФ было рассмотрено 98 заявок на реализацию творческих проектов.


По словам главного дирижера театра Артема Макарова, эта постановка – действительно особенная. «Музыка Генделя звучит в нашем театре в сценическом воплощении первый раз за всю историю театра, за все 77 лет. Опера Генделя «Геракл» никогда не ставилась в России вообще», - сообщается на официальном сайте театра.


Заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян на пресс-конференции, посвященной премьере спектакля, признался, что ставить на сцене Уфы Генделя – «идеальный выбор».

«Вся современная массовая культура старательно нас ограждает, чтобы мы, не дай бог, стали умнее, образованнее, тоньше, чтобы мы, не дай бог, слушали хорошую музыку, смотрели хорошие спектакли, не задумывались о каких-то глубоких серьезных вещах. Кто, как не Гендель, может помочь нам вспомнить о том, зачем мы приходим в этот мир? Если мы созданы по образу и подобию бога, то мы должны как-то себя отделять от животного мира, должны как-то устремляться ввысь. Мне кажется, музыка Генделя - это то, что помогает нам в этом стремлении, - сказал режиссер.


«Все зависит от уровня культуры»

Отметим, что зрителей спектакля больше всего возмутило намеренное несоответствие пафоса и духа античной истории и довольно «бытовой» ее реализации на уфимской сцене.

Доктор искусствоведения, профессор, корреспондент «МК» Евгения Скурко считает, что идея натурализма спектакля и была главной у режиссера.

«Следует отметить, что Георгий Исаакян, безусловно, последователен в проведении своей генеральной идеи намеренного снижения мифа, что проявляется на всех уровнях спектакля. Отсюда – изобретательная, полная иронии игра в миф и барочную оперу, намеренное подчеркивание несовместимости словесного текста (возвышенная патетическая стилистика, архаизмы) и сценического ряда. Однако стремление уйти от трафаретов прошлого привело режиссера, на мой взгляд, к следованию трафаретам современного театра. Более того, утрированное использование бытовой атрибутики 70-80-х годов, чрезмерная конкретизация места действия часто обедняет смысл происходящего, переводя в прямолинейно-бытовую, примитивную сферу, на уровень «коммуналки», а нарочитая натуралистичность некоторых мизансцен, подчас вызывает чувство протеста.

Назову «сцену в ванной», где Деянира как бы поливает из лейки возвратившегося Геракла, чересчур растянутую во времени мизансцену пьющей «с горя» Деяниры, подозревающей Геракла в неверности. Излишне прямолинейными и назойливыми представляются две попытки Деяниры, поливающей «бензином» сцену, поджечь дом – такое вот «разъяснение» феномена ревности, испепеляющей душу!.. Однако кульминацией натурализма (в значительной степени за гранью допустимого) явилась сцена гибели Геракла, с явным стремлением во всех деталях передать особенности поведения человека, испытывающего физические страдания…

Не сомневаюсь в том, что у этого спектакля среди зрителей-слушателей будут и поклонники, и те, которые не примут эстетическую позицию режиссера. Важно другое. «Геракл», в еще большей степени, чем поставленная Исаакяном также в постмодернистской эстетике опера Моцарта «Так поступают все женщины», заставляет думать, работать воображение, разгадывать зашифрованные смыслы. И в этом достоинство спектакля. «Геракл» Генделя в Башкирском оперном стал для артистов очень важным профессиональным опытом. Дальнейшая же судьба спектакля покажет, насколько этот опыт будет жизнеспособным.

Впрочем, как известно, судьба спектакля неразрывно связана с судьбой театра. Когда же в оперном театре смена руководства происходит в среднем с периодичностью в один год (с этой точки зрения Башкирская опера может быть занесена в книгу рекордов Гиннесса: шесть директоров и художественных руководителей за пять лет!), понятия стабильности, поступательного развития такой сложнейшей структуры становятся очень и очень проблематичными. Хочется надеяться, что с приходом нового директора – Ильмара Альмухаметова – откроется новая, плодотворная страница истории театра».

С мнением театрального критика согласилась и старший инспектор творческого коллектива театра Инна Романова.


Мне в этом спектакле нравится абсолютно все. Я понимаю, что хотел сказать режиссер. И меня ничего не отвлекает от прекрасной музыки – ни декорации, ни одежда. Я считаю, что это просто другое мнение, оно всегда будет. Непонятно только, почему люди представляются анонимно? Часто это идет от уровня культуры граждан и их обманутых ожиданий. Надо ведь оценивать спектакль не как оперу Генделя, а как ситуацию, которая случается всегда. 

В человеческих отношениях ничего не изменится. Тем более, вспомним героиню «Травиаты» Виолетту, которая почти весь спектакль ходит по сцене с бокалом. Да, кого-то возмутил вид голого торса актера. Недавно я была на премьере постановки Башдрамы «Юсуф и Зулейха» Олега Ханова. Это выдающийся, грандиозный спектакль! Несмотря на то, что постановка в некотором плане смелая, зрители ее приняли с восторгом. В зале сидели женщины в хиджабах – и те остались очень довольны увиденным. Потому что все в спектакле сделано тонко, со вкусом».


Сцены из спектакля "Юсуф и Зулейха" Олега Ханова

Напомним, это не первый случай, когда зрители остаются возмущены постановками уфимского театра. В октябре прошлого года уфимец Марат Ибрагимов обвинил Башкирский государственный академический театр драмы в пошлости и бескультурии. Свое обращение он также оставил на сайте приемной главы республики.


"Беги, Харис, беги!" тоже вызвал неоднозначную реакцию у некоторых уфимцев. Но это никак не повлияло на поклонников башкирского театра

Речь шла о спектакле, поставленном народным артистом РБ Алмасом Амировым, «Беги, Харис, беги» («Йyгер, Харис, йyгер»), сюжет которого развивается вокруг классического любовного треугольника. Возрастная категория спектакля: «16+». Спектакль показали в рамках «Театральной ночи» бесплатно. Уфимец Марат Ибрагимов обвинил театр в пошлости и был шокирован чересчур вольной постановкой. Он также обратился к представителям минкульта РБ с требованием снять пьесу с показа.


Тогда Алмас Амиров признался в беседе с ProUfu.ru, что сложившаяся ситуация напомнила ему страшные годы цензуры.

«Зашел бы к художественному руководителю, ко мне, если он так переживает за судьбу театра. Признаться, сложилось впечатление, что этот человек впервые побывал у нас», - сказал Амиров.

Добавим, что подобные обращения только подогревают интерес у зрителей. Так что вполне вероятно это письмо - продуманный пиар=ход.

А как часто вы ходите в театр?

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент