Культура

Аниматор из Башкирии рассказал об участии в создании мультфильма «Зверополис»

13:03 09 Октября 2016
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
Аниматор из Башкирии рассказал об участии в создании мультфильма «Зверополис»
Фото "Кинопоиск".

Мы уже писали о том, что анимационный фильм «Зверополис» компании «Disney» стал самым кассовым мультфильмом в русском кинопрокате. На фоне забавной истории крольчихи-полицейской Джуди и лиса Ника Уайльда раскрываются пороки современного общества, звучат призывы к равноправию и единению животных.

Один из аниматоров популярного проекта, уроженец г. Октябрьский из Башкирии, Марат Давлетшин в эксклюзивном интервью ProUfu.ru рассказал о работе в главной мультипликационной студии мира и о том, как мечта  его детства стала любимой работой.


«В детстве рисовал карикатуры на учителей»


- Марат, как и когда Вы решили стать аниматором?

- Первый раз я захотел стать аниматором, когда мой отец показал мне, как делать мультики с помощью пластилина и видеокамеры. Мне на тот момент было 9 лет. Четко помню, как я клялся маме, что буду мультипликатором, когда вырасту. Потом пришел подростковый возраст, гуляющий ветер в голове унес все мысли об анимации, но рисовать я не переставал. 

Просто мое творчество перекатилось в другой формат и стало иметь шуточный, хулиганский облик - карикатуры на друзей, учителей и всех, кто меня окружал, комиксы о них же. С появлением компьютера, все творчество перешло в цифровой формат. Появилась возможность делать короткие мультфильмы. С этого момента я захотел стать аниматором второй раз.

- В чем для Вас заключается работа аниматора?

- Слово “анима” с латинского переводится как душа. Собственно, мы занимаемся тем, что оживляем персонажей, вселяем в них душу. Если мы говорим именно о профессии персонажного аниматора, а не режиссера анимации, в целом нашу профессию можно сравнить с работой актера кино. И далее в зависимости от художественного подхода, мы либо рисуем персонажей, если это рисованная анимация, или “двигаем” их модели в цифровом мире, если это компьютерная анимация. 


Эскизы персонажей фильма "Зверополис". Фото "Кинопоиск".


На больших производствах аниматор отвечает лишь за свою сцену, которую он оживляет. Профессия аниматора смежная со многими другими профессиями – психология, биология, философия, социология, анатомия, физика. Нам необходимо быть очень внимательными к внешней среде, именно оттуда мы черпаем наше вдохновение, жесты, повадки и образы людей и животных. Это с лирической точки зрения. Есть другая сторона профессии. Это рутинная кропотливая работа. Помимо души, нам необходимо добиваться правдоподобного движения и пластики, иначе зритель не поверит нам. В рисованной анимации это бесконечное количество рисунков, а в компьютерной - графики с интерполяциями.

- Что Вас вдохновляет?

- Люди, которые делают что-то очень хорошо. Художники, инженеры, спортсмены, ученые, военные - неважно, когда я вижу человека, который мастерски справляется со своим делом, во мне умирает лень и пробуждается желание продолжать оттачивать свое ремесло.

- Родители Ваше увлечение всегда поддерживали?

- Родители отдали меня в художественную школу в раннем возрасте. Базис своих художественных навыков я получил именно там. Помимо этого, других классов я не брал. В следующий раз я серьезно занялся рисованием позже, когда уже профессионально занимался компьютерной анимацией. Родители всегда поддерживали меня. Даже когда я решил пропустить учебный год перед поступлением на высшее образование после техникума, в расчете хорошенько подготовиться во ВГИК. Куда, в конечном счете, я так и не поступил за ненадобностью.


«В нашей профессии диплом не нужен»


- Помните ли своих первых учителей?

- Моим первым преподавателем по рисованию, живописи и композиции была Хасанова Таслима Мазгутовна. Она была нашей наставницей с самого первого класса и вела нас, маленьких лоботрясов, до последнего 4-го класса и я очень благодарен ей за все те навыки, которые она вложила в нас. Помимо этого, мне всегда нравилось слушать ее философские взгляды на изобразительное искусство, которые я упорно игнорировал в подростковом возрасте, но с удовольствием применяю все эти принципы сейчас.

Вторым учителем был Саша Дорогов, ранее работавший в Disney, вернулся в Москву и давал частные классы. У него я научился жестовому рисунку и классической анимации Disney. После переезда в штаты моими учителями были аниматоры со студии Pixar, которые помогли мне отточить мое ремесло до хорошего уровня.

- Когда и благодаря чему Вы поверили в себя и вырвались из башкирской провинции?

- У меня не было желания вырваться из провинции, скорее, было желание не отставать от товарищей. Многие из них начинали работать на северах, либо начинали заниматься предпринимательством, а я сидел на шее у родителей, учился в строительном техникуме и планировал поступать далее в строительный университет. Соответственно, мои карманы были пусты. Вся эта комбинация вызвала личный кризис, когда мне исполнилось 18 лет. 


Эскизы при создании мультфильма. Фото "Кинопоиск".


В один прекрасный день ко мне в гости заглянул мой близкий друг. Он знал мои увлечения в творчестве и предложил идею нарисовать анимационный рекламный ролик для местной торговой сети. Идея была сумасшедшая, потому что данная торговая сеть совсем не была в курсе, что два подростка решили сделать им рекламный ролик. По плану мы должны были передать им ролик в надежде, что торговая сеть хоть что-то заплатит нам.

К нашему счастью, ролик им понравился, и мы получили нашу первую прибыль, которая была реинвестирована в графический планшет. Рисовать следующий рекламный ролик с помощью мышки совсем не хотелось. До сих пор помню, как пошел в кафе отметить маленькую победу. Вкуснее той котлеты я ничего не помню. Так я стал юным аниматором, а мой товарищ - юным продюсером. Наша маленькая компания развивалась.  


Копирайт ©Disney


Я понимал, что нужно развивать свое ремесло. Писал письма за советами именитым аниматором. Писал Константину Бронзиту. Надеюсь, когда-нибудь лично встречу его и пожму руку (Бронзит – номинант на премию «Оксар» от России за мультфильм «Мы не можем жить без космоса», - прим. Ред.). Осваивал компьютерную анимацию. Начал работать над своим короткометражным мультфильмом, чтобы поступить во ВГИК. В этот год я как раз оканчивал строительный техникум, и было принято решение пропустить учебный год для более тщательной подготовки. Но не успел. Мне пришло письмо от маленькой студии из Санкт-Петербурга, которая была в поисках стажеров. Они увидели мое резюме и деморолик моей короткометражки, ранее выложенный на одном из тематических вебсайтов. Так я покинул свой родной город. 

- Как Вам удалось пробиться в Голливуд? С какими трудностями Вы столкнулись? Чего Вам стоило пройти такой большой путь?

- Видимо, попытка приблизиться к лучшим мастерам своего дела занесла меня так далеко от дома. Когда я жил в своем городе, я даже представить не мог, что моими учителями будут в прошлом аниматор Disney Саша Дорогов или аниматор Pixar Виктор Навоун, или что я буду работать с режиссерами, которые подарили миру Русалочку и Алладина. И все это благодаря доступности интернета. Поиск информации, учебники, книги, связь с нужными людьми - я не представляю, как я мог бы двигаться вперед при отсутствии интернета. Особенно на первых этапах, когда я один днями напролет изучал компьютерную графику и выискивал крупицы полезной информации из тематических вебсайтов. 


Копирайт ©Disney. Работы Марата Давлетшина.

Более того, дистанционная работа помогала мне оплачивать индивидуальные классы у преподавателей. Но все это имеет другую сторону медали. Так как у меня нет высшего образования, приходится заполнять вакуум самостоятельно, что иногда доставляет трудности. И здесь больше проблема не в отсутствии диплома, ибо диплом в нашей профессии никого не волнует, а в тех знаниях, которые необходимые для более высокого интеллектуального полета. Также одной из главной трудностей был психологический стресс. Трудно было предсказать, чего ожидать завтра и не двигаешься ли ты к тупику. Даже сегодня, по привычке, не пропадает это ощущение.


«Все наши персонажи живут своей жизнью»


- В чем главное отличие в работе русских и американских мультипликаторов?

- С технической стороны, я думаю, в методиках работы, технологиях, масштабах, бюджетах. С творческой стороны, отличия естественны и очевидны, ибо среда обитания и проблемы жизни различны. Поведение, жесты и стиль игры персонажей американской культуры могут иметь некоторые отличия от представителей русской, но в целом это очень тонкий характер различия. 

Более сильные различия, например, у итальянских аниматоров, с их экспрессивными жестами, которые уникальны и сами по себе являются отдельным языком. И это обусловлено средой обитания итальянской культуры, язык жестикуляции, которой появился с давних пор в среде портовых и торговых городов, где приходилось общаться жестами, иначе тебя бы никто не услышал. 

Один из наших аниматоров из Италии поначалу имел трудности, но вскоре быстро адаптировался. Кстати, этот же аниматор читал нам лекцию по языку жестов, когда мы работали над персонажем Мистер Биг в мультфильме «Зверополис» Что же касается меня, как представителя русской культуры, самым трудным была адаптация к артикуляции и синхронизации губ у персонажей в сценах с актерской игрой и диалогами.

- Как Вы считаете, добились бы Вы таких высот в русской мультипликации, если бы остались работать в нашей стране?

- Не думаю, что я достиг каких-то высот в Штатах. В чем мои достижения? Я всего лишь один из многих рядовых мультипликаторов, ремесленник. Вот если какой-то из моих личных проектов дойдет до широкого круга зрителей и останется их любимым, тогда еще можно поставить такой вопрос. К тому же, не думаю, что местоположение как-то влияет на успех.

- Русский аниматор Константин Бронзит, чью работу номинировали на «Оскар» в этом году, признался, что русская мультипликация испытывает тяжелые времена. А Вы как думаете?

- Мне сложно ответить на данный вопрос, потому что последний раз я контактировал с русской мультипликацией лет 5 назад. Многое уже изменилось. К тому же я не вращаюсь в верхних кругах анимационного мира и не совсем осведомлен о ситуации. Хотя, стоит отметить, что мне удается общаться с людьми непосредственно из ремесленной среды аниматоров, тех, кто зарабатывает на жизнь, оживляя персонажей. 

Приходится слышать о том, что жутко не хватает аниматоров на производстве. Аниматоры, как известно, нужны не только для мультфильмов, но и для компьютерных игр, спецэффектов в кино, рекламе. Растут таланты. Мне кажется, идет тенденция на улучшение ситуации, исходя из этих наблюдений.

- Каково это – быть частью большой команды Disney? Наверняка Вы знакомы с большими знаменитостями?

- Помните, в мультфильме «Рататуй» шеф-повар Густо говорил, что поваром может быть кто угодно. Но главный антагонист фильма критик Антон Эго ненавидел эту фразу и только в конце фильма принимает ее и трактует как: «Не каждый может быть художником, но художник может прийти откуда угодно». Это очень здорово. Среди аниматоров много людей из разной среды, социальных слоев, частей мира. От ботаника до героя-любовника, от детей богатых родителей, до представителей бедных районов. Ну и самое главное, много талантливых ребят, с которыми приятно работать и можно многому научиться.

- «Зверополис» - самый кассовый мультфильм последнего времени. Как Вам удалось создать с одной стороны такой коммерчески успешный продукт, а с другой – влюбить в себя многомиллионную аудиторию? В чем секрет успеха?

- В моем понимании, мы - художники, просто обнаруживаем персонажей и их миры. И чем дольше мы с ними работаем, тем больше мы о них узнаем. Все наши персонажи живут своей жизнью и наша задача состоит лишь в том, чтобы познакомить зрителя с ними.

- А у Вас есть любимый мультфильм?

- «Жил-был Пес», «Трое из Простоквашино».

- А как Вы проводите свободное время? Какое у Вас есть хобби?

- Я заметил, что мои хобби так или иначе связаны с увлечениями детства. У нас дома был старый персональный компьютер ZX Spectrum. Я любил играть и программировать немного на нем и пытался делать свои игры. Сегодня я тоже иногда пытаюсь делать свои маленькие компьютерные игры. Мне всегда было интересна книжная иллюстрация. Я помню, как рисовал свои собственные книжки. Писать я не умел, поэтому просто рисовал каля-баля, с якобы, иллюстрациями по бокам и носил “читать” это в детский садик. В школе я писал рассказы. Сегодня я пытаюсь рисовать графические новеллы и стрипы, но совсем не хватает времени, чтоб их закончить. В детстве мне нравились картинки с различными зданиями и сооружениями. Нравилось конструировать что-то. Сегодня у меня нет такого хобби, но кто знает, что будет завтра. 

А вы смотрели мультфильм "Зверополис"?

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент