Культура

Альберт Нестеров: «Отчасти мы занимаемся попсой, а не искусством»

12:18 18 Мая 2016
Автор: Надежда ВАЛИТОВА
Все материалы автора
Альберт Нестеров: «Отчасти мы занимаемся попсой, а не искусством»

 В этом году главной театральной премии страны «Золотая маска» впервые удостоен драматический театр Башкортостана. Главный художник Башкирского государственного академического театра имени Мажита Гафури, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Альберт Нестеров получил ее в номинации «Лучшая работа по костюмам» за спектакль «Черноликие». В этой категории были представлены 13 номинантов. О грантах минкульта, театральной критике и том, сколько стоит хороший спектакль, в интервью ProUfu.ru.


«В театре мы не можем делать все, что хотим»


- Почему вы стали художником, ведь вы учились на режиссера?

- Это был экспериментальный курс, где вместе учились и актеры, и художники, и режиссеры. Художественным руководителем курса был Рифкат Вакилович Исрафилов. Действительно, по окончании института искусств у меня в руках был диплом режиссера драмы. Наши преподаватели шутили, что теперь мы можем и играть на сцене, и украшать сцену, и ставить спектакли...

- Вы удостоились главной театральной премии страны. Прошла эйфория?

- А ее и не было. Над спектаклем проделана титаническая работа. Награду мы заслужили. Хотя не спорю, что доля некоторой предопределенности выбора номинантов и выбора лауреатов «Маски» существует. Организаторам фестиваля, видимо, надо было показать театральный процесс в масштабе всей страны, задействовать именно национальные театры.


Художник с заслуженной премией в руках.

- «Маска» вам как-то материально помогла?

- Зарплату пока вроде не повысили (смеется).

- Часто ли бывает, что спектакль «подгоняют» под тот или иной фестиваль, как это бывает, например, в кинематографе?

- Бывает. Во всех театрах есть спектакли «фестивальные», как правило, камерные, малого формата. И, как нередко бывает в театральной практике, мнение театроведов не совпадает cо вкусом публики. Такие спектакли менее посещаемые, не собирают кассу. А есть спектакли обожаемые зрителями, но которые театральным критикам показывать вообще нельзя – в пух и в прах разнесут. Мы в этом театральном процессе не исключение. А вот «Черноликие» понравились и критике, и зрителю. Удалось найти золотую середину.


На сцене Альберт Нестеров поблагодарил всех своих коллег по ремеслу.  

- А как соблюсти эту грань – хочется ведь и спектакль хороший сделать, и чтобы он имел коммерческий успех.

- Тут важен баланс. Неприятно, конечно, когда зрителя считают за потребителя, а спектакль – за товар. Иногда мы и сами начинаем умничать, говорим: «Ну это же Шекспир!» А что за ним стоит, понять не можем. Мы все равно отчасти занимаемся, как это ни прискорбно, не искусством, а попсой. В полной мере делать то, что мы хотим, мы не можем.

- Почему?

- Потому что мы являемся государственным учреждением, получаем субсидии из государственного бюджета, должны выполнять госзаказ. Но с другой стороны, мы зависим от зрителя. Мы видим, чему он аплодирует, на какие спектакли ходит, а на какие нет.


«Художников в республике мало – потерялась нить преемственности»


- Скажите, а у вас учеников много?

- Нет. На самом деле у нас в республике потерялась нить преемственности. Сейчас в институте искусств набирают специальные курсы актеров для определенных театров. Они учатся сами по себе, а студенты сценографического факультета обучаются отдельно. Они и в театры-то особо не ходят. А для создания художественно целостного произведения творческий диалог актера, режиссера и сценографа  просто необходимое условие.

- За последние пять лет минкульт сменил уже шесть директоров и художественных руководителей театров. Это как-то вообще влияет на обстановку внутри театра, вы как считаете?

- Сложный вопрос. У каждого театра есть свои проблемы, сложные, неоднозначные. Многие руководители на них закрывают глаза. Да и можно ли их решить, если у тебя контракт на год или три...

- А кризис на вашу работу влияет?


Драма по повесит Мажита Гафури была представлена сразу в нескольких номинациях.

- Не всегда на хороший спектакль надо много денег. «Черноликие», например, недорогая постановка. Да, ее создали в рамках реализации творческого проекта театра, удостоенного гранта главы республики в 10 миллионов. Но это масштабный проект, который включает в себя издание и выпуск юбилейной книги о нашем театре, гастроли в Москву, выпуск рекламной продукции, постановку спектакля, проведение юбилейного вечера, гастроли по городам и районам республики и многое другое. Часть грантовских средств ушла на постановку спектакля. Гранты, конечно, очень помогают в реализации творческих проектов. А их у нас в республике достаточно.


Сцены из спектакля "Черноликие"


По художественному направлению, например, я знаю проект дизайнера Альбины Жерлицыной. У нее была шикарная идея сделать фестиваль национальной моды в Уфе – привезти коллекции тюркских, этнических костюмов с разных уголков мира. Помню, она рассказывала про какой-то азербайджанский костюм – роскошный, со стразами, его хранят за стеклом, и стоит он баснословные деньги. Вот так власти поддерживают свою национальную культуру, гордятся ей. Невольно задаешься вопросом – а у нас есть что-то такое, что можно было бы вот так выставлять, возить, показывать иностранцам?

- Сколько времени уходит для того, чтобы создать костюмы на один спектакль?

- Я могу сначала зажечься, потом охладеть, потом вновь нырнуть в творческий процесс… Всегда-по разному.

- А как время свободное проводите?

- Свободное от работы время работаю (смеется).


Справка ProUfu.ru

Альберт Нестеров является главным художником Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, заслуженным деятелем искусств Республики Башкортостан (2013). Окончил театральное отделение Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова.

Профессиональную творческую деятельность начал в 2001 году в Салаватском государственном Башкирском драматическом театре в качестве художника-постановщика. С 2003 по 2012 год служил главным художником театра. С 2012 года Альберт Нестеров работает в БАТД им. М.Гафури в качестве главного художника.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER

Хочешь получать свежие новости от ProUfu.ru прямо в своем мобильном? Подпишись на нас в Telegram.

Читайте также
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рекомендуемое
Новости партнеров

Свободная площадка




Контент